Купить PDF-версию
02:48 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
14:38 26.12.2014

Исключение

Остались еще в жизни чисто мужские и чисто женские дела. На мой взгляд. Не буду перечислять, не буду будоражить любителей поспорить. К таким я лично причисляла, да и буду причислять, моделирование летательных и плавательных аппаратов, различных механизмов, несмотря на то, что видела, как с этим делом блестяще справляется Саида Курбанова. Она моделирует морские суда вот уже пять лет.

А еще вернее будет сказать, что учит этому молодых людей. Сейчас в секции «История морского флота и судомоделирование» в Махачкалинской школе № 46. Здесь вкусно пахнет деревом и древесным клеем. Готовые макеты вызывают воспоминания о море, о виденных в кино судах.

На поверхности моей «морской» памяти их немного: «Черная жемчужина» из «Пиратов Карибского моря» и — о, да! – «Титаник». Смотрю: макеты, естественно, разные, но какой из них какой, не знаю. Пацаны, само собой, скажут: это – драккар, это – катамаран, это линкор… Здесь и ботик Петра I, с него и началась история морского флота в России, и галера «Скампавея», как сказано в Интернете, – военное быстроходное парусно-гребное судно XVIII века, предназначенное для действий в шхерах. Понятно почему – царь готовился к войне со Швецией. Здесь же я увидела белоснежный, с красным дном линкор (линейный корабль) «Императрица Мария», множество подводных лодок и каравеллу, может, это была «Пинта» Христофора Колумба…

Для нас, девчонок, все морские суда – это просто корабли. Другое дело — платья или обувь. Любая навскидку скажет, чем отличаются ботильоны от ботинок, а просто туфли – от криперов. PC204433.jpg

Но Саида всегда была не такая, как все девчонки, и это угадал ее первый учитель по моделям Александр Карабутов, в прошлом руководитель секции судомоделирования во Дворце пионеров. Он и сейчас помогает с материалами, дает советы. Так что Саида – исключение из правила, и она это знает, и знают ее ученики.

Кружок носит имя Евгения Гвоздева — нашего земляка, совершившего в одиночку два кругосветных путешествия. Я бы удивилась, если бы это было не так. И еще я бы удивилась, если бы не увидела макета шлюпки самого мореплавателя. Он здесь есть. Но почему-то называется «Евгений Гвоздев», а не «Саид». Макету все равно, а вот историческая правда пострадала, и великий путешественник, который не раз бывал здесь, посоветовал бы исправить это.

— Техническое творчество — наиболее простой способ развить умственные, познавательные и творческие способности ребенка, — говорит Саида. – Но для меня важнее, что многому учусь у детей – они же открытые, искренние, пытливые. Попробуй не ответь хотя бы на один из тысячи вопросов, есть риск потерять свой авторитет в их глазах.

Все модели из подручных материалов: пенопласта, картона, отшлифованных деревяшек, а болтики, гайки, краски, клей дети приносят из дома, что-то покупает сама Саида – для работы не жалко. За время работы здесь накопился целый архив ценнейших материалов, необходимых для работы.

— Без них никуда, — говорит она и достает потрепанную временем энциклопедию по морским терминам. — Каждое занятие я начинаю с морских и кораблестроительных технических терминов. Например, как называется след пересечения плоскости водной поверхности с корпусом судна? Правильно! Ватерлиния! И наоборот: что такое ватерлиния? Или что такое твиндек или румпель? Как называется передняя мачта на судне? Без этого нельзя, как и в любом деле. Знать назубок! И ученикам это нравится. Бывает, что дети сбегают с уроков сюда. Учителя знают, где их искать.

На стенах — картины маринистов, портреты героев морского флота, на полках – пособия, книги, альбомы, журналы, и все посвящено морской тематике, множество наград и дипломов. Саида рассказывает молодым «конструкторам» не только о техническом образце, но и об историческом периоде, с которым это судно было связано. Сегодня пятиклашки изучают тему «Плавание по Черному морю в VI–VIII веках». Ганзейское судно – когг — строит Света, после она заберет его домой, и оно станет замыкающим первой десятки ее работ. А Эльдар, всеми признанный умелец, говорит, что когда-нибудь будет строить настоящие суда.

— Это так воодушевляет, — радуется Саида. – Как будто птицу из рук выпускаешь в небо. Вот, думаю, пропахнет мой ученик морскими солеными ветрами, на деле узнает, что такое морское судно, чем и как дышит, что хочет и на что способно, и с этими знаниями смоделирует и построит свое. А мы сделаем его модель, выставим на обозрение и будем хвастать: построил дагестанец.

Когда еще это будет, думаю я, а у меня уже есть модель, подаренная корабелами Саиды Курбановой.

Статьи из «Культура»

В ее руках гармонь оживает

4
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

8
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

52
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

24
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

115
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

43
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

15
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

10
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

43
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...