Исконно наше на смену псевдокультуре
Почему дагестанская эстрада, скатившаяся до примитивизма, навязывает слушателю непонятный «винегрет» мелодий и песен без смысла, а народная песня для современных массмедиа оказалась «вне формата»? Есть ли этому логическое объяснение?
Эксперты Общественного совета при Министерстве культуры Дагестана под председательством заместителя генерального директора ГТРК «Дагестан» Салама Хавчаева попытались ответить на этот и другие актуальные вопросы.
Кандидат искусствоведения, заведующая отделом истории искусств ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН Эльмира Абдуллаева, рассказывая об исторических этапах развития дагестанского песенного искусства, известных композиторах республики, работавших в этом жанре, о роли дагестанского радио и телевидения в деле популяризации талантливых исполнителей, становлении профессионального эстрадного исполнительства в Дагестане, помимо непосредственно исторического экскурса, провела сравнительный анализ дагестанской песенной культуры прошлых лет и сегодняшнего ее состояния, обозначив при этом ряд проблем.
В частности, по мнению эксперта, наиболее злободневным видится вопрос о сценическом воспроизводстве псевдофольклорных, псевдонародных песен. К сожалению, сегодня в условиях универсальной глобализации мы наблюдаем негативные тенденции в развитии дагестанской музыкальной культуры, в том числе и забвение народной песни, вытеснение ее так называемой попсой. Сейчас, чтобы продвинуть свою песню, надо заплатить, поэтому эфир заполнен бесталанными певцами. Качество самих песен никого не интересует, лишь бы они подходили под формат. Причем никто не знает, что это за формат: у эстрадных музыкантов нет теоретической и исторической базы для правильных, адекватных оценок музыкальных явлений. С появлением средств записи и массового распространения музыки назрела необходимость ее продавать, а значит, и производить музыку, понятную массовому обывателю. Музыка, которую способны оценить единицы, никому не выгодна. Именно из-за общего низкого уровня образованности и вкусов среднестатистического потребителя музыкального продукта проистекает причина деградации. Вот какие пути решения проблем предложила искусствовед.
Образование в дагестанских музыкальных учреждениях необходимо строить с учетом национальной культуры; певцы должны получать профессиональное музыкальное образование; учащимся нужно посещать филармонические концерты, в программе которых звучит музыка дагестанских композиторов в исполнении камерного оркестра и других исполнителей; надо объявлять конкурсы в память о дагестанских певцах – золотом фонде народного и профессионального искусства.
Ну и, конечно же, по возможности отслеживать качество музыки и текстов песен, привлекать профессиональных композиторов и поэтов, резюмировала Абдуллаева.
Председатель правления Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов отмечает:
— Чтобы песня стала поистине любимой народом, важно сочетание таких составляющих, как хороший поэтический текст, талант композитора и, конечно, талантливое исполнительство песни на сцене. Эта формула не раз себя оправдывала. Яркий тому пример песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Что же мы видим на нашей сцене сегодня? Засилье непрофессионализма, бесталанщины… Каждый день нам представляют с экрана нового народного артиста Дагестана, неизвестно откуда взявшегося. О чем они поют? Пустые песни под непонятные мелодии. В итоге дагестанцам навязываются псевдокультура, мелодии, мотивы, ничего общего не имеющие с нашим фольклором, исконно дагестанскими песенными традициями. Мы теряем самих себя.
Ахмедов также предложил свое видение решения проблемы – возобновить работу художественного совета, существовавшего в советское время при Министерстве культуры. Этот совет, по его словам, был тем самым барьером, который не давал всякого рода халтуре попасть на сцену, именно он и сдерживал все низкосортное.
— В сложившихся сегодня реалиях такого рода худсоветы просто необходимы, — уверен он.
Члены Общественного совета поддержали высказанные докладчиками мысли и рекомендации, они будут учтены при дальнейшей работе.