X
11:18 24.10.2017

Исконно наше на смену псевдокультуре

Почему дагестанская эстрада, скатившаяся до примитивизма, навязывает слушателю непонятный «винегрет» мелодий и песен без смысла, а народная песня для современных массмедиа оказалась «вне формата»? Есть ли этому логическое объяснение?

Эксперты Общественного совета при Министерстве культуры Дагестана под председательством заместителя генерального директора ГТРК «Дагестан» Салама Хавчаева попытались ответить на этот и другие актуальные вопросы.

Кандидат искусствоведения, заведующая отделом истории искусств ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН Эльмира Абдуллаева, рассказывая об исторических этапах развития дагестанского песенного искусства, известных композиторах республики, работавших в этом жанре, о роли дагестанского радио и телевидения в деле популяризации талантливых исполнителей, становлении профессионального эстрадного исполнительства в Дагестане, помимо непосредственно исторического экскурса, провела сравнительный анализ дагестанской песенной культуры прошлых лет и сегодняшнего ее состояния, обозначив при этом ряд проблем.

В частности, по мнению эксперта, наиболее злободневным видится вопрос о сценическом воспроизводстве псевдофольклорных, псевдонародных песен. К сожалению, сегодня в условиях универсальной глобализации мы наблюдаем негативные тенденции в развитии дагестанской музыкальной культуры, в том числе и забвение народной песни, вытеснение ее так называемой попсой. Сейчас, чтобы продвинуть свою песню, надо заплатить, поэтому эфир заполнен бесталанными певцами. Качество самих песен никого не интересует, лишь бы они подходили под формат. Причем никто не знает, что это за формат: у эстрадных музыкантов нет теоретической и исторической базы для правильных, адекватных оценок музыкальных явлений. С появлением средств записи и массового распространения музыки назрела необходимость ее продавать, а значит, и производить музыку, понятную массовому обывателю. Музыка, которую способны оценить единицы, никому не выгодна. Именно из-за общего низкого уровня образованности и вкусов среднестатистического потребителя музыкального продукта проистекает причина деградации. Вот какие пути решения проблем предложила искусствовед.

Образование в дагестанских музыкальных учреждениях необходимо строить с учетом национальной культуры; певцы должны получать профессиональное музыкальное образование; учащимся нужно посещать филармонические концерты, в программе которых звучит музыка дагестанских композиторов в исполнении камерного оркестра и других исполнителей; надо объявлять конкурсы в память о дагестанских певцах – золотом фонде народного и профессионального искусства.

Ну и, конечно же, по возможности отслеживать качество музыки и текстов песен, привлекать профессиональных композиторов и поэтов, резюмировала Абдуллаева.
Председатель правления Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов отмечает:

— Чтобы песня стала поистине любимой народом, важно сочетание таких составляющих, как хороший поэтический текст, талант композитора и, конечно, талантливое исполнительство песни на сцене. Эта формула не раз себя оправдывала. Яркий тому пример песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Что же мы видим на нашей сцене сегодня? Засилье непрофессионализма, бесталанщины… Каждый день нам представляют с экрана нового народного артиста Дагестана, неизвестно откуда взявшегося. О чем они поют? Пустые песни под непонятные мелодии. В итоге дагестанцам навязываются псевдокультура, мелодии, мотивы, ничего общего не имеющие с нашим фольклором, исконно дагестанскими песенными традициями. Мы теряем самих себя.

Ахмедов также предложил свое видение решения проблемы – возобновить работу художественного совета, существовавшего в советское время при Министерстве культуры. Этот совет, по его словам, был тем самым барьером, который не давал всякого рода халтуре попасть на сцену, именно он и сдерживал все низкосортное.

— В сложившихся сегодня реалиях такого рода худсоветы просто необходимы, — уверен он.

Члены Общественного совета поддержали высказанные докладчиками мысли и рекомендации, они будут учтены при дальнейшей работе.

Похожие

Несравненные Муи, Бурлият, Марьям, Рагимат…

72
Поводом для этих заметок стала эмоциональная беседа пожилого человека в маршрутке с ее водителем. Пассажир...

Мечта Хиринду сбылась

505
Самобытная певица, концертмейстер, преподаватель Хиринду-Сафи Султанова (на снимке) прошла...

Статьи из «Культура»

Самый острый ум Аварии

12
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

11
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

10
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

3
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

10
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

10 лет мечте Расула Гамзатова

39
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

67
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

12
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Культурная палитра огромной страны

16
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

25
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Победила Поэзия

81
«Будет ли третий Турнир поэтов?» – задавались мы вопросом год назад, когда в Театре поэзии во...