Искусство, пронесенное сквозь века
Кубачи – одно из древних селений Дагестана, сыгравшее важную роль в экономической, политической и культурной жизни нашего горного края. В исторических первоисточниках Кубачи упоминается в связи с событиями VI века под персидским названием Зерихгеран, что означает поселение кольчугоделателей, бронников. С XIV века оно получило тюркское название Кубачи с тем же смыслом.
Тайну кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра,
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы-мастера
Р. Гамзатов
В это время в Кубачи были созданы произведения камнерезного искусства, художественного бронзового литья, резьбы по дереву, которые составили неотъемлемую часть национального культурного наследия Страны гор и вошли в сокровищницу мировой художественной культуры. Многие из этих произведений хранятся в крупнейших отечественных и зарубежных музеях — Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Лувре (Париж), Музее Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк).
Наиболее высокого профессионального мастерства в искусстве металлообработки в конце XIX-начале XX века достигли мастера-кубачинцы, чьи изделия экспонировались на выставках в Тифлисе, Петербурге, Лондоне, Константинополе, Тегеране. К этому времени широко развилось отходничество кубачинских мастеров в города Кавказа, России, Ближнего и Среднего Востока. Из села ежегодно уходили свыше 200 мастеров. Они приноравливались к новым условиям и вкусам, налаживали изготовление ложек, подстаканников, запонок, табакерок… Кубачинцы открывали свои мастерские в Бухаре, Баку, Ереване, Тифлисе. Изделия этого периода выставлены в Эрмитаже – коллекция изделий с цветной эмалью: самовар, большие блюда, шкатулки, стульчики, подаренные супруге императора Николая II.
Искусство кубачинцев обогащалось орнаментальным творчеством тех стран, где они работали. Тогда были изготовлены превосходные образцы изделий, вызывающих и сейчас удивление и восхищение и являющихся в определенной мере недосягаемыми.
В первые годы советской власти в Дагестане кубачинцы значительно расширили ассортимент своих изделий, используя традиционные декоративные и технические приемы, переработанные творчески, найден ряд оригинальных решений в декоративной отделке. Появляются мастера новой эпохи, но они сохраняют характерные особенности кубачинского искусства. Их изделия, как и их учителей, вызывали восторг посетителей выставок в Москве, Монреале, Париже, Осаке, Брюсселе.
Кубачинские златокузнецы свой богатый опыт передают молодому поколению. С 60-х годов XX в. в сельской школе с первого класса преподают основы кубачинского искусства. Ученики под руководством опытных мастеров овладевают практическими навыками художественной обработки металла. Выпускники школы вместе с аттестатом зрелости получают свидетельство о присвоении разряда мастера-ювелира. Изделия учащихся этой школы экспонировались на 16 международных выставках в США, Германии, Турции, Японии и других странах.
Селение златокузнецов –крупный центр художественной культуры Дагестана, где сохранились выдающиеся памятники народного зодчества (жилые, культовые, оборонительные сооружения), памятники резьбы по камню и дереву, произведения бронзового литья, медно-чеканного искусства XIV-XV вв. и последующих эпох, имеющие огромную историческую и художественную ценность и привлекающие внимание крупных ученых разных областей науки, искусствоведов.
Кубачинцы сохранили исключительно высокое мастерство художественной металлообработки, включающее самобытное, выработанное тысячелетиями и бережно пронесенное мастерами сквозь века уникальные декоративно-технические приемы ювелирного дела по серебру и медночеканного искусства.