X
10:42 20.06.2025

Искусство в народных промыслах

Выпуск - 2025 № 87
30

Многообразие стилей, приемов, жанров… Современное дагестанское искусство развивается не изолированно, а в русле общемировых процессов. При этом имеет место обращение к автохтонным образам и узнаваемым элементам традиционной бытовой культуры народов, проживающих у нас в республике.

И сегодня в разных селах можно увидеть дома, украшенные каменными плитками с доисламскими (зороастрийскими, иудаистскими, христианскими) символами. С VII по XV вв., то есть с распространением в Дагестане арабо-мусульманской культуры, наибольшее развитие получает резьба по камню и дереву, изготовление оружия, украшений, ковроткачество и керамическое производство.

Последнее имеет свои отличительные черты и особенности. Известно, что в течение нескольких столетий здесь сформировались три основных центра по производству керамики: это селения Сулевкент, Балхар и Испик, расположенные в районах проживания даргинцев, лакцев и лезгин.

Взять балхарскую керамику, изготовлением которой не менее 500 лет занимались исключительно женщины этого аула, они же добывали глину в окрестностях Балхара. А мужчины развозили и продавали посуду.

Балхарские водоносные кувшины, сосуды для хранения зерна и продуктов лепят на простейшем гончарном круге, наращивая форму жгутами. После обжига непокрытые глазурью терракотовые кувшины вручную расписывают ангобами (обмазка), желтой и красной глиной, принимающими при обжиге белый и бордовый цвета. Мастерицы наносили на сосуды символы благополучия, плодородия, знаки воды, огня, ветра, образы птиц или обереги. Например, спирально закрученные линии: эти орнаменты имеют доисламское, языческое происхождение. Утратив сакральный смысл, они до сих пор используются в качестве традиционного украшения глиняной посуды.

Предметы домашней утвари в Кубачинской сторожевой башне

В 60-е годы ХХ века потомственный мастер, заслуженный деятель прикладного искусства Дагестана, член Союза художников России Зубайдат Умалаева дополнила традиционный промысел изделиями малых скульптурных форм. Её фигурки животных, персонажей сказок и многосоставные композиции служат эталоном для современных мастеров и пользуются спросом у местного населения и туристов в качестве сувениров.

Керамика Сулевкента весьма схожа по технологии и внешнему виду с балхарской.

Внимания заслуживает и глазурованная поливная керамика, производство которой зародилось в XV веке в селе Испик на юге Дагестана. Существуют предположения, что испикские мастера возродили ранее существовавшее в с. Кала производство известной подглазурной бирюзовой керимики, распространявшейся по Великому шелковому пути на Средний и Ближний Восток и прекратившееся после монгольского нашествия. До наших дней дошло много образцов такой керамики с черной марганцевой росписью растительного характера. Подобная бирюзовая керамика с щелочными поливами и черной росписью была широко распространена в эпоху Средневековья на всем Ближнем Востоке, в том числе и у народов Закавказья.

Особенность испикских керамических изделий – в использовании коричневато-оранжевого либо бордового цветов в сочетании с зеленым, что создавало эффект прозрачной свинцовой глазури с природными минеральными красителями. Изделие подвергалось обжигу в купольной печи из сырцового кирпича только после сушки и полировки гладким камнем. Прогрессивная для того времени технология поливной керамики была утеряна в середине XIX в., и гончары долго не могли разгадать состав поливы. Сегодня специалисты уверяют, что для создания поливы на сильном огне пережигали свинец, в него добавляли яичный желток и воду. Эта смесь наносилась на мелкую гончарную посуду. Для крупных сосудов добавляли нефть. В период позднего средневековья технология изменилась: для получения свинцовой глазури в поливу стали добавлять окись марганца, меди, железа и хрома.

Месторождения этих металлов есть в окрестностях села. Также гончары применяли прием «омолочения» (ненадолго окунали изделие в молоко для получения красивого светлого оттенка). Обжиг поливной керамики происходит при температуре 1150 градусов.

С XV–XVI веков в с. Испик выполнялись два типа поливной керамики: с поливами и с подглазурной белой ангобной росписью. Декоративные настенные блюда с поливой и отверстием для подвешивания, иногда с рельефно-лепным декором по полям, служили как ритуальные, в качестве оберега дома. Они дорого ценились, и не каждая семья могла себе их позволить. Бывали случаи, когда оберег могли временно передать в другой дом в случае болезни или другой беды. Изделия попроще, выполненные из красной или желтой глины, покрытые ангобом из белой, использовались вбыту.

Надглазурная роспись керамики – способ декорирования глиняных изделий, когда краска наносится поверх обожженного черепка (керамики, фарфора), покрытого слоем глазури. Этот способ красочного декора наиболее часто используется в керамическом производстве. Процесс надглазурной росписи проще, чем подглазурной. Потому использование менее стойких и долговечных, но простых в употреблении надглазурных красок является общемировой тенденцией.

С XV-XVI веков в с. Испик выполнялись два типа поливной керамики: с поливами и с подглазурной белой ангобной росписью. Декоративные настенные блюда с поливой и отверстием для подвешивания, иногда с рельефно-лепным декором по полям, служили как ритуальные, в качестве оберега дома

Надглазурная роспись осуществляется как ручным способом, так и в сочетании с механическим при использовании керамических красок, а также золота и люстров. При такой живописной росписи краски наносятся на глазурованную поверхность изделия кистью или пером, далее подвергаются муфельному обжигу, в процессе которого краски сплавляются с глазурью и закрепляются на поверхности изделия. После обжига надглазурная роспись характеризуется четкостью, выпуклостью рисунка, большим разнообразием палитры красок и более интенсивным их звучанием (по сравнению с подглазурной).

Все методы дагестанских мастеров, наработанные веками, используются и сегодня художниками при изготовлении предметов народного быта, сувениров, глиняных и керамических игрушек. Эти изделия пользуются особым спросом у гостей республики.

…Традиционно в предпоследнее воскресенье июня в России отмечается новый праздник – День народных художественных промыслов, установленный Указом Президента РФ от 17 июня 2022 года, в «целях сохранения, развития и поддержки народных художественных промыслов». В 2025 году эта дата выпадает на 22 июня.

Статьи из «Культура»

Ихтиандр, который не испугался акул

27
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

6
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Культурная палитра огромной страны

13
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

21
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Праздник дружбы и единства

5
В минувшую субботу, в День Конституции Дагестана, главного закона, скрепившего единство...

Беззаветно служила Мельпомене

20
10 лет назад ушла из жизни народная артистка России Инесса Алимовна Курумова (на снимке). «Вся...

Неповторимый мир мастера

40
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

65
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

Музыка стала судьбой

15
Чайковский, Рахманинов, Паганини, Вивальди, Сен-Санс… В Кумыкском театре на днях вновь ожили...

А если бы не это фото?..

71
Иногда один случайный кадр меняет всё. Фотография, сделанная в нужный момент, способна не...

Исповедь перед вечностью

40
Союз Станислава Сущевского и Фаины Графченко сравним с двумя нотами одного аккорда. Он –...

Шамиль и его сын

11
Итальянские режиссеры Виктор Туржанский и Джорджо Ривалто сняли 65 лет назад эпический приключенческий фильм под названием «Казаки». В центре сюжета – имам Шамиль...