Искусство в народных промыслах

Многообразие стилей, приемов, жанров… Современное дагестанское искусство развивается не изолированно, а в русле общемировых процессов. При этом имеет место обращение к автохтонным образам и узнаваемым элементам традиционной бытовой культуры народов, проживающих у нас в республике.
И сегодня в разных селах можно увидеть дома, украшенные каменными плитками с доисламскими (зороастрийскими, иудаистскими, христианскими) символами. С VII по XV вв., то есть с распространением в Дагестане арабо-мусульманской культуры, наибольшее развитие получает резьба по камню и дереву, изготовление оружия, украшений, ковроткачество и керамическое производство.
Последнее имеет свои отличительные черты и особенности. Известно, что в течение нескольких столетий здесь сформировались три основных центра по производству керамики: это селения Сулевкент, Балхар и Испик, расположенные в районах проживания даргинцев, лакцев и лезгин.
Взять балхарскую керамику, изготовлением которой не менее 500 лет занимались исключительно женщины этого аула, они же добывали глину в окрестностях Балхара. А мужчины развозили и продавали посуду.
Балхарские водоносные кувшины, сосуды для хранения зерна и продуктов лепят на простейшем гончарном круге, наращивая форму жгутами. После обжига непокрытые глазурью терракотовые кувшины вручную расписывают ангобами (обмазка), желтой и красной глиной, принимающими при обжиге белый и бордовый цвета. Мастерицы наносили на сосуды символы благополучия, плодородия, знаки воды, огня, ветра, образы птиц или обереги. Например, спирально закрученные линии: эти орнаменты имеют доисламское, языческое происхождение. Утратив сакральный смысл, они до сих пор используются в качестве традиционного украшения глиняной посуды.

Предметы домашней утвари в Кубачинской сторожевой башне
В 60-е годы ХХ века потомственный мастер, заслуженный деятель прикладного искусства Дагестана, член Союза художников России Зубайдат Умалаева дополнила традиционный промысел изделиями малых скульптурных форм. Её фигурки животных, персонажей сказок и многосоставные композиции служат эталоном для современных мастеров и пользуются спросом у местного населения и туристов в качестве сувениров.
Керамика Сулевкента весьма схожа по технологии и внешнему виду с балхарской.
Внимания заслуживает и глазурованная поливная керамика, производство которой зародилось в XV веке в селе Испик на юге Дагестана. Существуют предположения, что испикские мастера возродили ранее существовавшее в с. Кала производство известной подглазурной бирюзовой керимики, распространявшейся по Великому шелковому пути на Средний и Ближний Восток и прекратившееся после монгольского нашествия. До наших дней дошло много образцов такой керамики с черной марганцевой росписью растительного характера. Подобная бирюзовая керамика с щелочными поливами и черной росписью была широко распространена в эпоху Средневековья на всем Ближнем Востоке, в том числе и у народов Закавказья.
Особенность испикских керамических изделий – в использовании коричневато-оранжевого либо бордового цветов в сочетании с зеленым, что создавало эффект прозрачной свинцовой глазури с природными минеральными красителями. Изделие подвергалось обжигу в купольной печи из сырцового кирпича только после сушки и полировки гладким камнем. Прогрессивная для того времени технология поливной керамики была утеряна в середине XIX в., и гончары долго не могли разгадать состав поливы. Сегодня специалисты уверяют, что для создания поливы на сильном огне пережигали свинец, в него добавляли яичный желток и воду. Эта смесь наносилась на мелкую гончарную посуду. Для крупных сосудов добавляли нефть. В период позднего средневековья технология изменилась: для получения свинцовой глазури в поливу стали добавлять окись марганца, меди, железа и хрома.
Месторождения этих металлов есть в окрестностях села. Также гончары применяли прием «омолочения» (ненадолго окунали изделие в молоко для получения красивого светлого оттенка). Обжиг поливной керамики происходит при температуре 1150 градусов.
С XV–XVI веков в с. Испик выполнялись два типа поливной керамики: с поливами и с подглазурной белой ангобной росписью. Декоративные настенные блюда с поливой и отверстием для подвешивания, иногда с рельефно-лепным декором по полям, служили как ритуальные, в качестве оберега дома. Они дорого ценились, и не каждая семья могла себе их позволить. Бывали случаи, когда оберег могли временно передать в другой дом в случае болезни или другой беды. Изделия попроще, выполненные из красной или желтой глины, покрытые ангобом из белой, использовались вбыту.
Надглазурная роспись керамики – способ декорирования глиняных изделий, когда краска наносится поверх обожженного черепка (керамики, фарфора), покрытого слоем глазури. Этот способ красочного декора наиболее часто используется в керамическом производстве. Процесс надглазурной росписи проще, чем подглазурной. Потому использование менее стойких и долговечных, но простых в употреблении надглазурных красок является общемировой тенденцией.
С XV-XVI веков в с. Испик выполнялись два типа поливной керамики: с поливами и с подглазурной белой ангобной росписью. Декоративные настенные блюда с поливой и отверстием для подвешивания, иногда с рельефно-лепным декором по полям, служили как ритуальные, в качестве оберега дома
Надглазурная роспись осуществляется как ручным способом, так и в сочетании с механическим при использовании керамических красок, а также золота и люстров. При такой живописной росписи краски наносятся на глазурованную поверхность изделия кистью или пером, далее подвергаются муфельному обжигу, в процессе которого краски сплавляются с глазурью и закрепляются на поверхности изделия. После обжига надглазурная роспись характеризуется четкостью, выпуклостью рисунка, большим разнообразием палитры красок и более интенсивным их звучанием (по сравнению с подглазурной).
Все методы дагестанских мастеров, наработанные веками, используются и сегодня художниками при изготовлении предметов народного быта, сувениров, глиняных и керамических игрушек. Эти изделия пользуются особым спросом у гостей республики.
…Традиционно в предпоследнее воскресенье июня в России отмечается новый праздник – День народных художественных промыслов, установленный Указом Президента РФ от 17 июня 2022 года, в «целях сохранения, развития и поддержки народных художественных промыслов». В 2025 году эта дата выпадает на 22 июня.
Статьи из «Культура»
Наша кухня покоряет мир!

Гордый наш Кавказ

Поэтам – сцена!

Краски нашей Родины

Когда «Геба» на сцене…

На языке красоты

Песнь о «Гомере XX века»

Оружейная история Страны гор

Культурный визит к соседям
