X

Испикская керамика возрождается

Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как говорится, «на автомате» иду на кухню варить кофе. Из коллекции турок выбираю ту, что поселилась в моей квартире совсем недавно. Керамическая турка – подарок гончара из Сулейман-Стальского района. Самый настоящий эксклюзив.

Возможно, мне кажется, но кофе в ней получается особенный, не такой, как приготовленный в сосуде, купленном в соседнем супермаркете. Нет, не кажется. Он словно нектар, набравший природную силу. Глина впитывает в себя тепло и отдает его свежемолотым кофейным зернам, заставляя потрясающий аромат открыться. А этот аромат заставляет открыться мои глаза…

Небольшой ликбез. «Kерамос» на древнегреческом языке – это «глина». Так что все изделия из глины и смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры, мы называем «керамикой».

А вы думаете, что мой новый знакомый Набиюлла Керимханов (на снимке) просто гончар и всё? Ошибаетесь. Мастер часами может говорить об истории любимого дела. Рассказывает, что керамика, возможно, стала первым созданным человеком искусственным материалом.

Набиюлла работает в краеведческом музее в Касумкенте, райцентре Сулейман-Стальского района Дагестана. Выпускник худграфа, он долгое время занимался живописью, преподавал в школе. Керамикой занялся в 2011 году. Начинал, как и все, с кувшинов и горшков, сегодня его цель – возрождение испикской керамики.

– Древнейший предмет из обожженной глины датируется 29–25-ми тысячелетиями до нашей эры, – информирует меня умелец, ловко создавая очередную форму на круге. – Керамика прошла длинный путь вместе с нами и как природный материал никуда не исчезла. А изначально применяли ее только для изготовления посуды, это позже она стала использоваться в промышленности, строительстве, искусстве, медицине.

Керамика всегда была одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями. Художники и ремесленники, работающие с этим материалом, на протяжении веков вносили свой вклад в мир искусства. Глина, соединяя в себе неограниченные возможности создания цветовой гаммы, фактуры, формы, комбинируемости с другими материалами, открывает для художника путь к эксперименту и реализации любой его фантазии, выполняя утилитарную, эстетическую и художественную функции, убеждён Набиюлла.

С едва заметной ревностью отмечает, что, говоря о керамике, в первую очередь дагестанцы вспоминают Балхар. Но был еще один вид керамики, распространённой некогда в Дагестане, – загадочная и неповторимая испикская керамика.

– Благодаря своим высоким декоративным качествам в дагестанской народной художественной керамике она занимает, пожалуй, особое место, – считает мастер. – Хотя культура эта зародилась в XV веке, она до сих пор поражает нас своей красотой, технологиями, опережающими свое время. Испикская керамика использовалась не только в быту, она носила сакральный смысл и иногда служила оберегом – ее вешали над входом в дом от сглаза.

А я вспоминаю, как читала о том, что долгое время идут споры в научных кругах относительно происхождения этой культуры. Э. В. Кильчевская, изучавшая испикскую керамику, в свое время сопоставляла глину из Старого Испика и глину испикских тарелок. Лабораторные исследования показали их идентичность.

Мать гончара Набиюллы Керимханова была родом из Старого Испика. Быть может, поэтому мастер решил возродить это загадочное ремесло, о происхождении которого до сих пор спорят искусствоведы, археологи и этнографы.

– Я помню, бабушка моя лепила, а дедушка обжигал. Я любил за ними наблюдать. А спустя годы сам сел за гончарный круг. Работать одному, без подсказок было сложно. Навык нарабатывался методом проб и ошибок. А всё потому, что у меня было желание возродить испикскую керамику, – рассказывает Набиюлла.

Кастрюли, вазы, тарелки, горшочки для соуса, пивные кружки, «имбирские блюда» (по названию селения Имбири)… Чаще всего по бортам испикских тарелок идет выпуклый рисунок. Нередки и антропоморфные фигуры, очень часто кони и много растительных элементов. Кроме того, эти блюда отличаются красивой глазурью в желтых и зелено-коричневых тонах.

Каждый символ в украшении имеет свое значение, уточняет­ искусник. Штампы он делал по старинным эскизам. На изготовление одного предмета уходит в среднем месяц. В старинное ремесло Набиюлла Керимханов привнес современные технологии.

Обжигает горшки гончар только после тщательной просушки, несколько дней, постепенно меняя температуру в печи. Хрупкая глина может растрескаться, если допустить ошибку хоть на одном этапе изготовления.

На 20–25 больших кувшинов нужен мешок глины.

– Я раньше на своей машине привозил 2–4 мешка, но приходилось постоянно ездить. Потом просто взял трактор с ковшом и за раз привез несколько тонн. На несколько лет хватит. Чем глубже копаешь, тем глина качественнее, – указывает гончар и признаётся, что за 10 с лишним лет через его руки прошло около 5 тонн глины.

Ещё один секрет испикской глины – купание в молоке или, как его называет мастер, «омолочение». Полуготовое изделие на несколько минут замачивается в молоке, а потом идет на новый обжиг. От молока на посуде остаются красивые белые разводы. Чем жирнее молоко – тем ярче разводы.

– Сперва обжиг: температура в печи – 800о, посуда отправляется туда примерно на трое суток. Потом ее нужно остудить. После погружаю каждое изделие в таз с молоком комнатной температуры, предварительно подсластив его: на литр молока 3–4 ложки сахара. Это делает изделие прочным, – поясняет Набиюлла.

В молоке посуду он замачивает 5–10 минут, каждую партию изделий – в свежем молоке. Затем полуфабрикаты несколько часов сушатся и снова отправляются в печь. После двух часов обжига на изделии проступает «молочный» рисунок.

– Несколько лет назад я делал обжиг на дровах. Всё на глаз. Сутками сидел около печки и медленно толкал дрова, чтобы огонь не был резким. Когда пламя начинало выходить через дымоход, это был сигнал – надо останавливаться, – делится мастер. – Сейчас у меня печка на газе, есть датчики, и стало намного легче работать.

На вопрос, как понять, «испеклось» ли изделие, смеется и бьет по кувшину щелбаном: «Слышите? Так звонко играет только испикская глина», – говорит он.

С сожалением отмечает Набиюлла, что некоторые секреты технологии изготовления утеряны. Например, из чего состояла глазурь, которой покрывалась посуда. Но умелец не унывает. Он уверен, что скоро разгадает и этот секрет.

Гончар Керимханов пока единственный, кто по одной из древнейших технологий изготавливает керамические изделия. Свои знания он передает сельским ребятишкам. За вклад в сохранение традиционной культуры в 2022 году мастер был награжден дипломом Министерства культуры РД.

Статьи из «Народные промыслы»

Позолоченный русский мир

93
Серебро, позолота, эмаль… Кружево витиеватых линий, переплетаясь, образует узоры...

Квинтессенция будущего

26
Многообразные декоративные формы и образы, словно созданные самой природой,...

Бежта в орнаментах

87
Добраться из Махачкалы до селения Бежта сродни настоящему подвигу: почти шесть часов пути по...

Этнические мотивы в украшениях

77
Литьё, ковка, чернение, гравировка…Переливаясь,...

Чтобы нить времён не прерывалась

75
В каждом селе Дагестана есть свой способ вышивания, свой...

С «алмасовским» звучанием

183
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...

Чухта исполняет просьбу

225
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....