Купить PDF-версию
12:15 | 21 ноября, Чт
Махачкала
X

Испикская керамика возрождается

Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как говорится, «на автомате» иду на кухню варить кофе. Из коллекции турок выбираю ту, что поселилась в моей квартире совсем недавно. Керамическая турка – подарок гончара из Сулейман-Стальского района. Самый настоящий эксклюзив.

Возможно, мне кажется, но кофе в ней получается особенный, не такой, как приготовленный в сосуде, купленном в соседнем супермаркете. Нет, не кажется. Он словно нектар, набравший природную силу. Глина впитывает в себя тепло и отдает его свежемолотым кофейным зернам, заставляя потрясающий аромат открыться. А этот аромат заставляет открыться мои глаза…

Небольшой ликбез. «Kерамос» на древнегреческом языке – это «глина». Так что все изделия из глины и смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры, мы называем «керамикой».

А вы думаете, что мой новый знакомый Набиюлла Керимханов (на снимке) просто гончар и всё? Ошибаетесь. Мастер часами может говорить об истории любимого дела. Рассказывает, что керамика, возможно, стала первым созданным человеком искусственным материалом.

Набиюлла работает в краеведческом музее в Касумкенте, райцентре Сулейман-Стальского района Дагестана. Выпускник худграфа, он долгое время занимался живописью, преподавал в школе. Керамикой занялся в 2011 году. Начинал, как и все, с кувшинов и горшков, сегодня его цель – возрождение испикской керамики.

– Древнейший предмет из обожженной глины датируется 29–25-ми тысячелетиями до нашей эры, – информирует меня умелец, ловко создавая очередную форму на круге. – Керамика прошла длинный путь вместе с нами и как природный материал никуда не исчезла. А изначально применяли ее только для изготовления посуды, это позже она стала использоваться в промышленности, строительстве, искусстве, медицине.

Керамика всегда была одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями. Художники и ремесленники, работающие с этим материалом, на протяжении веков вносили свой вклад в мир искусства. Глина, соединяя в себе неограниченные возможности создания цветовой гаммы, фактуры, формы, комбинируемости с другими материалами, открывает для художника путь к эксперименту и реализации любой его фантазии, выполняя утилитарную, эстетическую и художественную функции, убеждён Набиюлла.

С едва заметной ревностью отмечает, что, говоря о керамике, в первую очередь дагестанцы вспоминают Балхар. Но был еще один вид керамики, распространённой некогда в Дагестане, – загадочная и неповторимая испикская керамика.

– Благодаря своим высоким декоративным качествам в дагестанской народной художественной керамике она занимает, пожалуй, особое место, – считает мастер. – Хотя культура эта зародилась в XV веке, она до сих пор поражает нас своей красотой, технологиями, опережающими свое время. Испикская керамика использовалась не только в быту, она носила сакральный смысл и иногда служила оберегом – ее вешали над входом в дом от сглаза.

А я вспоминаю, как читала о том, что долгое время идут споры в научных кругах относительно происхождения этой культуры. Э. В. Кильчевская, изучавшая испикскую керамику, в свое время сопоставляла глину из Старого Испика и глину испикских тарелок. Лабораторные исследования показали их идентичность.

Мать гончара Набиюллы Керимханова была родом из Старого Испика. Быть может, поэтому мастер решил возродить это загадочное ремесло, о происхождении которого до сих пор спорят искусствоведы, археологи и этнографы.

– Я помню, бабушка моя лепила, а дедушка обжигал. Я любил за ними наблюдать. А спустя годы сам сел за гончарный круг. Работать одному, без подсказок было сложно. Навык нарабатывался методом проб и ошибок. А всё потому, что у меня было желание возродить испикскую керамику, – рассказывает Набиюлла.

Кастрюли, вазы, тарелки, горшочки для соуса, пивные кружки, «имбирские блюда» (по названию селения Имбири)… Чаще всего по бортам испикских тарелок идет выпуклый рисунок. Нередки и антропоморфные фигуры, очень часто кони и много растительных элементов. Кроме того, эти блюда отличаются красивой глазурью в желтых и зелено-коричневых тонах.

Каждый символ в украшении имеет свое значение, уточняет­ искусник. Штампы он делал по старинным эскизам. На изготовление одного предмета уходит в среднем месяц. В старинное ремесло Набиюлла Керимханов привнес современные технологии.

Обжигает горшки гончар только после тщательной просушки, несколько дней, постепенно меняя температуру в печи. Хрупкая глина может растрескаться, если допустить ошибку хоть на одном этапе изготовления.

На 20–25 больших кувшинов нужен мешок глины.

– Я раньше на своей машине привозил 2–4 мешка, но приходилось постоянно ездить. Потом просто взял трактор с ковшом и за раз привез несколько тонн. На несколько лет хватит. Чем глубже копаешь, тем глина качественнее, – указывает гончар и признаётся, что за 10 с лишним лет через его руки прошло около 5 тонн глины.

Ещё один секрет испикской глины – купание в молоке или, как его называет мастер, «омолочение». Полуготовое изделие на несколько минут замачивается в молоке, а потом идет на новый обжиг. От молока на посуде остаются красивые белые разводы. Чем жирнее молоко – тем ярче разводы.

– Сперва обжиг: температура в печи – 800о, посуда отправляется туда примерно на трое суток. Потом ее нужно остудить. После погружаю каждое изделие в таз с молоком комнатной температуры, предварительно подсластив его: на литр молока 3–4 ложки сахара. Это делает изделие прочным, – поясняет Набиюлла.

В молоке посуду он замачивает 5–10 минут, каждую партию изделий – в свежем молоке. Затем полуфабрикаты несколько часов сушатся и снова отправляются в печь. После двух часов обжига на изделии проступает «молочный» рисунок.

– Несколько лет назад я делал обжиг на дровах. Всё на глаз. Сутками сидел около печки и медленно толкал дрова, чтобы огонь не был резким. Когда пламя начинало выходить через дымоход, это был сигнал – надо останавливаться, – делится мастер. – Сейчас у меня печка на газе, есть датчики, и стало намного легче работать.

На вопрос, как понять, «испеклось» ли изделие, смеется и бьет по кувшину щелбаном: «Слышите? Так звонко играет только испикская глина», – говорит он.

С сожалением отмечает Набиюлла, что некоторые секреты технологии изготовления утеряны. Например, из чего состояла глазурь, которой покрывалась посуда. Но умелец не унывает. Он уверен, что скоро разгадает и этот секрет.

Гончар Керимханов пока единственный, кто по одной из древнейших технологий изготавливает керамические изделия. Свои знания он передает сельским ребятишкам. За вклад в сохранение традиционной культуры в 2022 году мастер был награжден дипломом Министерства культуры РД.

Статьи из «Народные промыслы»

Многообразие дагестанского дома

29
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...

Другой кIаз Беллы Кишевой

47
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

167
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

72
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

75
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...