Исследователь души и вдохновитель сердец
Героями картин известного дагестанского художника, дизайнера и иллюстратора Алибека Койлакаева (на снимке) становятся сильные личности, оставившие глубокий след в обществе. «Не зная своей истории, невозможно построить будущее», – рассуждает он. А внимание к мировой истории привлекает, используя сложнейшую технику, сюжет и эпичность.
Эдиге, Грозный и Кадыров
В серии «Герои времени» художник показывает людей, живших в X–XVIII вв., работы призваны подчеркнуть моральную ценность события и изображаемого персонажа. Одной из заметных работ стала «Эдиге».
Дальновидность, мудрость, ловкость Эдиге – темника Золотой орды (конец XIV – начало XV вв.), основателя Мангытского юрта и династии Ногайской орды вдохновляют. О нем сложены легенды, ему посвящали песни. Примеры таких волевых людей показывают, что только сильные личности добиваются поставленных целей. И речь не о физической мощи, важнее быть сильным духовно, созидать, предвидеть события, думать о будущем народа на столетия вперед.
Эскизы, вдохновленные героями, получаются легко, однако перьевая ручка, заправленная чернилами, не прощает ошибок – корректировать её невозможно после нанесения на бумагу.
Это филигранная работа, требующая вдохновения, усидчивости, сосредоточенности и внимательности. Техника пером позволяет выразить свою индивидуальность. Такой вот способ создания рукописных текстов и рисунков, где важно внимание к деталям.
Творит Койлакаев в историческом жанре, считающемся высшей ступенью живописи. Картины писались лишь на значительные, заслуживающие отображения на холсте темы с глубоким внутренним смыслом. При создании полотен от художника требуется немалое мастерство, ведь непросто показать взаимодействие и эмоции всех изображенных персонажей.
– Перед тем как приступить к делу, изучаю различные источники информации, отражающие жизнь человека, анализирую внешние параметры исторической личности. Если честно, именно благодаря искусству я начал читать, что называется, взахлеб, – признается он.
В его галерее есть портреты И. Грозного, А. Невского, Николая II, Чингисхана, А. Македонского и многих других.
– Для меня как художника ценен след в истории, созидательная роль, – делится Алибек. – В музее им. А. Кадырова хранится портрет действующего Главы Чечни Рамзана Кадырова. Это, пожалуй, единственный портрет современника. Чеченцы и ногайцы, проживающие в соседней республике, тепло отзываются о нём. Как специалист Центра детского творчества и молодёжных инициатив Майского района Кабардино-Балкарии, я часто бываю в Чечне. Посещая различные форумы, вижу, насколько видоизменилась республика, какие центры культуры открылись, даже в отдалённых аулах.
От Терекли-Мектеба до Турции
Локальные этнические культурные традиции, по глубокому убеждению Койлакаева, нужно оберегать и развивать. Интерес к собственному этносу вызывает отклик, и в этом художник убедился на своей первой персональной выставке «Эдиге» (2009 г.), прошедшей в родном Терекли-Мектебе.
Люди старшего поколения, побывавшие на ее открытии, восприняли данный проект с большим воодушевлением и трепетом.
«Мы столько лет живём, но никогда в жизни не думали, что своих предков увидим в такой иллюстрации», – говорили посетители.
Одно дело фотографии, совсем другой эффект имеет иллюстрация. Она несёт особую магию, отражая душу персонажа.
– После этой выставки понял, что живу не зря, что мое творчество нужно людям, – отмечает художник. – В студенческие годы я по-новому открыл для себя ногайскую культуру, удивлялся тому, насколько широко разбросаны ногайцы по всему миру, разнице в диалектах одного языка, разнообразию народных песен.
С этими мыслями выпускник Махачкалинского художественного училища им. Джемала поступил на факультет графического дизайна в Академии художеств в Краснодаре. Затем довольно быстро перешел на отделение станковой графики, освоил технику «травленый штрих», книжную иллюстрацию.
После учебы несколько месяцев искал работу, но шансов устроиться «без связей» не было. Поехал в Москву и полгода работал мерчендайзером в одной крупной торговой сети.
– Я думал, что буду работать в администрации района и продвигать культуру в массы. Однако этого не случилось. Вернувшись домой, получил первый заказ на изображение Хана Ногая, с тех пор остаюсь в статусе свободного художника, – рассказывает мой собеседник.
Поначалу были научно-фантастические сюжеты, роботы, космические баталии, позже целиком переключился на этнос, историю, героев. Мощной мотивацией для него послужили слова, сказанные на персональной выставке Койлакаева мастером живописи Ибрагимхалилом Супьяновым: «Ты – певец народа. Не бойся выставляться на любой точке земного шара. У тебя прекрасные картины!»
Отличным подспорьем для художника стали соцсети. «Завирусившиеся» картины заметили в Казахстане. Несколько лет работал в тюркской международной академии, выступал с мастер-классами.
– Думал даже о переезде в Казахстан, но Россия – мой дом, рядом с близкими спокойнее, – с улыбкой говорит он. – Вспоминая о том, как делил хлеб с русскими, кабардинцами, ногайцами, даргинцами, убеждаешься в очередной раз, в какой прекрасной стране мы живём.
Участник более 30 международных, межрегиональных, республиканских, краевых форумов, симпозиумов в России, Турции, Казахстане и других странах, лауреат международных премий, он в буквальном смысле оживляет своих персонажей.
Перед глазами – образ мамы
Среди полотен Алибека Койлакаева есть казанская княжна Сююмбике с ребёнком на руках. Образ непокоренной волевой женщины, предстающий перед нами, отражает внутреннюю силу, твердость духа ногаек.
А перед глазами художника была решительная, мудрая, сильная и в то же время женственная мама. Ийсиндик Кусеповна прошла сложный путь, с которым и не каждый мужчина справился бы.
– Когда не стало папы, мне было 6 лет, а младшему брату Адильбеку всего 2 года, – вспоминает Алибек. – И мама в одиночку поднимала нас.
В последние годы заметное место в его творчестве занимает семейная тематика. В этих работах и образы супруги Асият, дочерей Алии и Ании.
…Койлакаева и его коллег можно назвать исследователями души и вдохновителями сердец. В их «живых» картинах мы видим отражение себя, своих желаний, стремлений, фантазий… Творчество нашего героя заставляет погрузиться в виртуальную симфонию красок и форм. Ведь он не просто мастерски владеет кистью, но и создаёт волшебную атмосферу.