X
09:09 13.02.2018

Истории простых людей

Недавно на Северном Кавказе впервые прошел фестиваль международного документального кино «Мы в большом мире. Истории из жизни». Его организатором выступил Фонд продвижения независимого кино «Проектор живых историй». Первой из республик, где были показаны фильмы, стал Дагестан.

В течение двух дней в кинотеатре «Москва» в Каспийске желающие могли увидеть 8 документальных лент из разных стран: «Учитель» и «Фильм о фильме» (Кыргызстан), «Призвание Касабланки» (США/Марокко), «Сомнительный шоколад» (Дания), «K2 и невидимые помощники» (Пакистан/США/Бразилия) и «Зеленое Золото» (Швеция/Германия/Финляндия), «Судьба» (Греция), «Внуки Альенде» (Германия). В каждой ленте герои так или иначе стараются отстаивать свои права – человеческие, гражданские. Где-то им это удается, где-то – нет, но они продолжают борьбу. Фильмы показывают, какими методами человек может добиваться улучшения своей жизни. По окончании просмотра каждого фильма шло обсуждение с приглашенными экспертами.

— Мы наблюдали хорошую организацию фестиваля правозащитного документального кино в Кыргыз­стане и пришли к выводу, что это действительно то, что нужно людям, поэтому решили создать нечто подобное здесь, в России, — рассказывает соучредитель Фонда продвижения независимого кино Сергей Ворсин. — Современный зритель просто задавлен развлекательными фильмами, которые не приносят пользы. Люди проводят время весело, не задумываясь о серьезных вещах. Несмотря на то, что в России проводятся фестивали документальных фильмов, в них недостает историй простых людей, которые что-то меняли в своей жизни.

Хотя все фильмы рассказывают о проблемах в других странах, они во многом понятны российскому зрителю. Не случайно свои первые шаги фестиваль делает в регионах Северного Кавказа.

— Когда мы отбирали фильмы для фестиваля, оказалось, что поднимаемые в них проблемы – ранние браки, права женщин и др. – в большей степени актуальны для северокавказских республик. К тому же в центральных регионах России у людей больше возможностей смотреть серьезное кино, чем здесь, — говорит Ворсин.

Так, например, фильм «Призвание Касабланки» рассказывает об общественном институте «морчидат». Десять лет назад король Марокко решил повысить роль женщин в исламском обществе, создав такой институт. Женщины в нем – религиозные лидеры, которые оказывают духовную, моральную, социальную помощь и поддержку женщинам и девушкам в их общине. Лента «Судьба» рассказывает, почему такие турецкие сериалы, как «Запретная любовь», «В чем вина Фатмагюль» и «Грязные деньги и любовь», завоевали невероятную популярность в странах Ближнего Востока и на Балканах. Эти на первый взгляд «мыльные оперы» вдохновили многих женщин разрушить стереотипы, прекратить терпеть страдания и начать новую жизнь.

Одна из запоминающихся картин, показанных на фестивале, – «Внуки Альенде». Лента немецкого режиссера Феликса Шварца, которую он снял в Чили, рассказывает, как учащиеся выступают против приватизации государственных школ и превращения их в частные, с платным обучением. Они протестуют, бастуют, полиция их разгоняет, используя газ. Противостояние в итоге заканчивается не в пользу школьников. Но, как рассказал режиссер фильма на мастер-классе, проведенном в рамках фестиваля в Грозном, для нас подобная смелость и самоотверженность учеников вызывают удивление, в то время как для чилийцев это норма.

Многие из показанных фильмов требуют осмысления, обсуждения, потому как за вымыслом и спецэффектами не увидишь и сотой доли реальной жизни простых людей, живущих на соседней улице. Но очевидно, что документальное кино расширяет кругозор: зная чужой опыт, легче решить свои социальные проблемы, не совершая ошибок.

Выходить на улицы и протестовать – далеко не единственный метод достижения цели. Выработав стратегию, можно шаг за шагом отстаивать свои права на комфортную человеческую жизнь, требуя при этом реальных вещей — например, добиться, чтобы отремонтировали крышу, заасфальтировали двор. Иногда достаточно открыто рассказать о проблеме, начать обсуждение, чтобы ее решение сдвинулось с мертвой точки.

Похожие

Главный персонаж – сам режиссер

28
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Снежная свадьба в горах…

14
Ровно 45 лет назад на советские телеэкраны вышла музыкальная кинокомедия «Снежная свадьба»...

Татьяна и казаки

316
Недавно в Махачкале состоялась премьера документального фильма «Казаки бригады «Терек» о...

Талызина и Дагестан

41
Однажды режиссер Эльдар Рязанов признался, что если бы не Валентина Талызина, то фильм...

Как Мкртчян не хотел играть Джабраила

37
Весной 1967 года в широкий прокат вышел фильм...

«Трын-трава»: классика советского кино

78
Однажды известный сценарист Виктор Мережко...

Дебют режиссёра Михалкова

23
Пятьдесят лет назад на экраны страны вышел приключенческий фильм «Свой среди чужих, чужой...

Прекрасное далёко…

33
Сорок лет назад по центральному телевидению показали научно-фантастический сериал под...

Восхищался Ульяновым, учился у Абуладзе

90
С детства он грезил кинематографом. Восхищался...

Статьи из «Культура»

Три условия успешного спектакля

3
Уже несколько лет хожу на детские спектакли Русского...

Родимая земля – вся жизнь моя

19
Родная земля. Как воспеть тебя? Как рассказать о безмерной...

Дагерротип для «себяшек»

7
Одна из вещей, без которых ни один современный человек не может представить свою жизнь, – это...

В основе сюжета – реальная история

11
В начале 1975 года молодой режиссер Александр Косарев...

Какого цвета Дагестан?

61
Если вы никогда не были в Китае, то знайте – он зелёный. А ещё просторный, холмистый и...

Позолоченный русский мир

88
Серебро, позолота, эмаль… Кружево витиеватых линий, переплетаясь, образует узоры...

Неподражаемая Дженнет Далгат

34
Дженнет Далгат – первая женщина-горянка, получившая высшее музыкальное образование за...

Как Ибрагимхалил встретился с Джабраилом

19
Писатель Ибрагимхалил Курбаналиев прожил 95 лет....

Вернисаж под дагестанским небом

13
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Как актер Моргунов на баране катался

14
В 60-70-х годах Евгений Моргунов вместе с Георгием...

Самый острый ум Аварии

25
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...