Истории простых людей

Недавно на Северном Кавказе впервые прошел фестиваль международного документального кино «Мы в большом мире. Истории из жизни». Его организатором выступил Фонд продвижения независимого кино «Проектор живых историй». Первой из республик, где были показаны фильмы, стал Дагестан.
В течение двух дней в кинотеатре «Москва» в Каспийске желающие могли увидеть 8 документальных лент из разных стран: «Учитель» и «Фильм о фильме» (Кыргызстан), «Призвание Касабланки» (США/Марокко), «Сомнительный шоколад» (Дания), «K2 и невидимые помощники» (Пакистан/США/Бразилия) и «Зеленое Золото» (Швеция/Германия/Финляндия), «Судьба» (Греция), «Внуки Альенде» (Германия). В каждой ленте герои так или иначе стараются отстаивать свои права – человеческие, гражданские. Где-то им это удается, где-то – нет, но они продолжают борьбу. Фильмы показывают, какими методами человек может добиваться улучшения своей жизни. По окончании просмотра каждого фильма шло обсуждение с приглашенными экспертами.
— Мы наблюдали хорошую организацию фестиваля правозащитного документального кино в Кыргызстане и пришли к выводу, что это действительно то, что нужно людям, поэтому решили создать нечто подобное здесь, в России, — рассказывает соучредитель Фонда продвижения независимого кино Сергей Ворсин. — Современный зритель просто задавлен развлекательными фильмами, которые не приносят пользы. Люди проводят время весело, не задумываясь о серьезных вещах. Несмотря на то, что в России проводятся фестивали документальных фильмов, в них недостает историй простых людей, которые что-то меняли в своей жизни.
Хотя все фильмы рассказывают о проблемах в других странах, они во многом понятны российскому зрителю. Не случайно свои первые шаги фестиваль делает в регионах Северного Кавказа.
— Когда мы отбирали фильмы для фестиваля, оказалось, что поднимаемые в них проблемы – ранние браки, права женщин и др. – в большей степени актуальны для северокавказских республик. К тому же в центральных регионах России у людей больше возможностей смотреть серьезное кино, чем здесь, — говорит Ворсин.
Так, например, фильм «Призвание Касабланки» рассказывает об общественном институте «морчидат». Десять лет назад король Марокко решил повысить роль женщин в исламском обществе, создав такой институт. Женщины в нем – религиозные лидеры, которые оказывают духовную, моральную, социальную помощь и поддержку женщинам и девушкам в их общине. Лента «Судьба» рассказывает, почему такие турецкие сериалы, как «Запретная любовь», «В чем вина Фатмагюль» и «Грязные деньги и любовь», завоевали невероятную популярность в странах Ближнего Востока и на Балканах. Эти на первый взгляд «мыльные оперы» вдохновили многих женщин разрушить стереотипы, прекратить терпеть страдания и начать новую жизнь.
Одна из запоминающихся картин, показанных на фестивале, – «Внуки Альенде». Лента немецкого режиссера Феликса Шварца, которую он снял в Чили, рассказывает, как учащиеся выступают против приватизации государственных школ и превращения их в частные, с платным обучением. Они протестуют, бастуют, полиция их разгоняет, используя газ. Противостояние в итоге заканчивается не в пользу школьников. Но, как рассказал режиссер фильма на мастер-классе, проведенном в рамках фестиваля в Грозном, для нас подобная смелость и самоотверженность учеников вызывают удивление, в то время как для чилийцев это норма.
Многие из показанных фильмов требуют осмысления, обсуждения, потому как за вымыслом и спецэффектами не увидишь и сотой доли реальной жизни простых людей, живущих на соседней улице. Но очевидно, что документальное кино расширяет кругозор: зная чужой опыт, легче решить свои социальные проблемы, не совершая ошибок.
Выходить на улицы и протестовать – далеко не единственный метод достижения цели. Выработав стратегию, можно шаг за шагом отстаивать свои права на комфортную человеческую жизнь, требуя при этом реальных вещей — например, добиться, чтобы отремонтировали крышу, заасфальтировали двор. Иногда достаточно открыто рассказать о проблеме, начать обсуждение, чтобы ее решение сдвинулось с мертвой точки.
Статьи из «Культура»
Великому подвигу посвящается!

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»

Победный месяц

История Дагестана и музей

Она считала себя гусаром
