Истории простых людей
Недавно на Северном Кавказе впервые прошел фестиваль международного документального кино «Мы в большом мире. Истории из жизни». Его организатором выступил Фонд продвижения независимого кино «Проектор живых историй». Первой из республик, где были показаны фильмы, стал Дагестан.
В течение двух дней в кинотеатре «Москва» в Каспийске желающие могли увидеть 8 документальных лент из разных стран: «Учитель» и «Фильм о фильме» (Кыргызстан), «Призвание Касабланки» (США/Марокко), «Сомнительный шоколад» (Дания), «K2 и невидимые помощники» (Пакистан/США/Бразилия) и «Зеленое Золото» (Швеция/Германия/Финляндия), «Судьба» (Греция), «Внуки Альенде» (Германия). В каждой ленте герои так или иначе стараются отстаивать свои права – человеческие, гражданские. Где-то им это удается, где-то – нет, но они продолжают борьбу. Фильмы показывают, какими методами человек может добиваться улучшения своей жизни. По окончании просмотра каждого фильма шло обсуждение с приглашенными экспертами.
— Мы наблюдали хорошую организацию фестиваля правозащитного документального кино в Кыргызстане и пришли к выводу, что это действительно то, что нужно людям, поэтому решили создать нечто подобное здесь, в России, — рассказывает соучредитель Фонда продвижения независимого кино Сергей Ворсин. — Современный зритель просто задавлен развлекательными фильмами, которые не приносят пользы. Люди проводят время весело, не задумываясь о серьезных вещах. Несмотря на то, что в России проводятся фестивали документальных фильмов, в них недостает историй простых людей, которые что-то меняли в своей жизни.
Хотя все фильмы рассказывают о проблемах в других странах, они во многом понятны российскому зрителю. Не случайно свои первые шаги фестиваль делает в регионах Северного Кавказа.
— Когда мы отбирали фильмы для фестиваля, оказалось, что поднимаемые в них проблемы – ранние браки, права женщин и др. – в большей степени актуальны для северокавказских республик. К тому же в центральных регионах России у людей больше возможностей смотреть серьезное кино, чем здесь, — говорит Ворсин.
Так, например, фильм «Призвание Касабланки» рассказывает об общественном институте «морчидат». Десять лет назад король Марокко решил повысить роль женщин в исламском обществе, создав такой институт. Женщины в нем – религиозные лидеры, которые оказывают духовную, моральную, социальную помощь и поддержку женщинам и девушкам в их общине. Лента «Судьба» рассказывает, почему такие турецкие сериалы, как «Запретная любовь», «В чем вина Фатмагюль» и «Грязные деньги и любовь», завоевали невероятную популярность в странах Ближнего Востока и на Балканах. Эти на первый взгляд «мыльные оперы» вдохновили многих женщин разрушить стереотипы, прекратить терпеть страдания и начать новую жизнь.
Одна из запоминающихся картин, показанных на фестивале, – «Внуки Альенде». Лента немецкого режиссера Феликса Шварца, которую он снял в Чили, рассказывает, как учащиеся выступают против приватизации государственных школ и превращения их в частные, с платным обучением. Они протестуют, бастуют, полиция их разгоняет, используя газ. Противостояние в итоге заканчивается не в пользу школьников. Но, как рассказал режиссер фильма на мастер-классе, проведенном в рамках фестиваля в Грозном, для нас подобная смелость и самоотверженность учеников вызывают удивление, в то время как для чилийцев это норма.
Многие из показанных фильмов требуют осмысления, обсуждения, потому как за вымыслом и спецэффектами не увидишь и сотой доли реальной жизни простых людей, живущих на соседней улице. Но очевидно, что документальное кино расширяет кругозор: зная чужой опыт, легче решить свои социальные проблемы, не совершая ошибок.
Выходить на улицы и протестовать – далеко не единственный метод достижения цели. Выработав стратегию, можно шаг за шагом отстаивать свои права на комфортную человеческую жизнь, требуя при этом реальных вещей — например, добиться, чтобы отремонтировали крышу, заасфальтировали двор. Иногда достаточно открыто рассказать о проблеме, начать обсуждение, чтобы ее решение сдвинулось с мертвой точки.