История цахуров
Цахуры – один из малочисленных народов Дагестана, живут в верховьях реки Самур, имеют многовековую историю. Сами они именуют себя «йахъбы» или «йихъбы». Язык цахуров ближе к удинскому, будухскому и рутульскому языкам.
Территория, заселенная ими на западе Рутульского района Дагестана, называется Горный Магал. Данное название произошло со времени вхождения цахуров в состав Российской империи.
Большая их часть живет на северо-западе Азербайджана, в составе Закатальского и Кахского районов.
По единодушному утверждению историков, Кавказская Албания (согласно армянскому выговору «Агования») представляла обширную для того времени страну, куда входили северные области Азербайджана: Заалазанская Кахетия и юго-западные районы Дагестана.
Большую часть территории Албании составляли горы (Албания происходит от слов «алб», «альпы» — «горная страна»), где жило воинственное население, прочно державшее под своим контролем перевалы Главного Кавказского хребта.
Как пишет в книге «К истории цахуров» Фекрет Гусейнов, большинство перевалов Главного Кавказского хребта на территории древней Албании находятся на территории расселения цахуров — это Курдюльский (в переводе с тюркского — волчья тропа, дорога), Аттагайский (Балдурганский), по которому были проложены дороги для гужевого транспорта, для повозок и фургонов (остатки дороги сохранились и поныне), и Диндийский, который работал круглый год.
Дагестанский языковед академик Г.Х. Ибрагимов (газета «Нур», №1, 1995 г.) сообщает, что в 66 году до н. э. римский полководец Гней Помпеи из Ширака, переправившись через Алазань, вторгся в Карасав, далее в Агязы, два месяца стоял в цахурском селении Мамрых. До настоящего времени здесь есть место, называемое цахурами «Помпейна магьлла» (магал Помпея).
Народы, жившие на территории древней Кавказской Албании, приняли христианство в IV веке нашей эры.
По преданию, первым проповедником христианства был святой Елисей (Егише), ученик апостола Фаддея, который принял венец мученика в долине Зергуни (около города Нуха).
Языковед, академик Гарун Ибрагимов считает, что в христианскую веру были обращены селения цахуров Лякид, Зарна, Кум, Мамри, Мухах, Цахур, Аттал, Калял.
Языковеды Е.Ф. Джейранишвили, Г.Х. Ибрагимов, С.Д. Джафаров, занимавшиеся изучением цахурского языка, считали, что союз племен цахуров в прошлом представлял единое с будухцами, удинами и рутульцами, поскольку их языки являются признанными языками исторической Кавказской Албании.
Аналогичного мнения придерживается также и азербайджанский историк М. Велиев: «Судя по словам Страбона, албанцы — народ рослый, простой, склонный к скотоводству и к кочевому образу жизни, к отражению набегов. Албанцам помогают номады — горцы, имеющие разные наименования по ущельям, где они живут, и многие из них отличаются по наречиям. Жители Албании принадлежат к разным народностям, ибо они говорят на разных языках. Можно полагать, что албанцы – это предки теперешних народов Дагестана».
По письменным источникам как античных, так и современных историков и лингвистов-языковедов можно полагать, что цахуры или их предки находились в языковой, территориальной и социально-экономический общности с удинами, лезгинами, рутульцами и с другими народностями Дагестана, входили в состав Кавказской Албании. – Это подтверждает и их территориальное расселение, и занятие населения как в прошлом, так и в настоящем, ведущего компактное, единое хозяйство, сочетающее животноводство, особенно овцеводство. Как сообщает Страбон, «албанцы более склонны к пастушескому образу жизни, т.е. они были полукочевыми, поскольку пастбища располагаются ближе к скоту, что албанские равнины орошаются лучше, чем вавилонские и египетские, реками и другими водами, вследствие чего всегда имеют высокий травостой и дают хороший урожай».
В формировании народности цахуров принимали участие два фактора — экономический и географический. Предгорья и низменности заалазанской долины с их мягким климатом представляли не только район с богатым травостоем для зимних пастбищ, но и житницу в хлебопашестве цахуров. Близкое расположение хороших альпийских лугов в горах с прекрасными зимними пастбищами способствовало интенсивному развитию овцеводства в горах.
О подобном совмещении низменного и горного факторов в формировании цахуров свидетельствуют также данные антропологов: у цахуров наблюдаются самые «низменные» признаки формирования, по сравнению с остальными народами Дагестана.
Ученые считают что с падением Кавказской Албании цахуры, окончательно отколовшись, постепенно обособляются от других племен былого единения и формируются в самостоятельную народность — со своим языком, с отдельной территорией и хозяйственной самостоятельностью.
По утверждению академика К. Тревера, в 660 г. Албания подверглась новому грабежу и нашествию со стороны хазар. Через несколько лет хазары повторили свой набег, видимо, внезапно. Им удалось перейти Куру (река) и увезти в плен не только албанов, но и армян, угнать пришедшие на зимовку стада овец. В 684 г. хазары вновь опустошили Албанию. В 30-х годах VIII века Мерван (арабский эмир), а затем халиф Мерван II также подвергли Албанию опустошению.
Раннефеодальное политическое объединение цахуров в начале VIII в. становится ареной борьбы между арабами и хазарами.
Наряду с усилением экспансии Арабского халифата в южном Дагестане, возрастает влияние Хазарского государства на севере Дагестана.
Местная хроника «Ахты-наме» пишет, что хазары двинулись в глубь гор и дошли до аула Ахты, осада длилась десять лет.
В ходе распространения ислама среди народов Дагестана, в т.ч. и среди цахуров, Арабский халифат сталкивается здесь и с христианством, проникшим из Грузинского царства.
Известный грузинский географ Вахушти пишет: «Под горой находится Пипинети, где царь Леван поселил леков (горцев), дабы они летом доставляли лед с Кавказских гор, затем он стал называться Чары (Джары), и леки превратили его в твердыню».
Первоначально христианство утверждается среди цахуров Грузии, от них религия переходит к цахурам Азербайджана, о чем свидетельствуют данные археологических исследований и обнаруженные здесь памятники раннехристианской архитектуры. К ним относится базилика в сел. Кум и храм в сел. Лякит Кахского района Республики Азербайджан, где проживают цахуры. Место близ селения Лякит, где был построен этот уникальный памятник – круглый храм византийского стиля, с уцелевшими развалинами, носит название «кильсалар», что в переводе означает — храмы.
Такие же христианские церкви и культовые сооружения раннего средневековья встречаются в селениях Кахи, Мамрух и Цахур.
О том, что территория за Алазанью давно заселена была цахурами, свидетельствует также и высказывание грузинского академика И. Джавахишвили, который, основываясь на изучении восточно-грузинской топонимии, писал: «Восточные провинции восточной Грузии некогда были заселены дагестанскими племенами».
Цахуры Дагестана не успели окончательно утвердить у себя христианство, так как начался новый этап в их истории, связанный с исламизацией.