Купить PDF-версию
13:31 | 30 мая, Пт
Махачкала
X
09:12 17.04.2025

История Дагестана и музей

Хадижат Юсупова, экскурсовод Нацмузея РД
Выпуск - 2025 № 54
14

В экспозиции Национального музея РД им. А. Тахо-Годи представлена картина «Андалал. 1741 г. Накануне битвы с Надыр-шахом» (на снимке). Ее автор – народный художник России, заслуженный художник Дагестана Магомед Шабанов.

Он является одним из немногих мастеров дагестанского изобразительного искусства, кто обратился к исторической тематике. Монументальные полотна Шабанова составляют большую часть проекта «История Дагестана в живописи» под кураторством Министерства культуры РД.

Всё в этой работе дышит любовью к национальной истории. Любовью, которая, видимо, была заложена известным историком-краеведом Булачом Гаджиевым, чьими рассказами заслушивалось и зачитывалось не одно поколение дагестанцев. Картина посвящена героической борьбе горцев с полчищами иранских завоевателей, вторгшихся на территорию Дагестана в ХVIII веке. Вольное общество Андалал стало центром объединения не только аварского, но и всех наших народов в этой освободительной борьбе.

В 1741 году Надир-шах подошел к территории Андалала. Муртазали-хан из Кази-Кумуха во главе дагестанской армии укрепился здесь. В тяжелых боях прошли четыре дня и четыре ночи. Войска Надир-шаха были разбиты под Согратлем, Мегебом, Чохом и Обохом. На плато Турчидага развернулось решающее сражение, где пала большая часть персидского войска.

В картине Шабанова изображена кульминация предстоящего события – сбор всех сил Дагестана в местечке Андалал. Композиция работы многофигурная и многоуровневая. По сторонам мы видим многочисленных воинов разных обществ, одетых в черкески, папахи из овчин с зелеными повязками. Автор с необыкновенной внимательностью воспроизводит элементы национального костюма, детали конской сбруи, штандарты и знамена вольных обществ.

В центральной части картины представлена группа из тринадцати человек. Они обсуждают стратегию предстоящего сражения на горном плато, получившем название «Хицибское поле». Это терраса, отделенная от Согратля рекой и крутыми склонами горного хребта. В правой части – многочисленные горные хребты, некоторые покрыты снегом. Бледный фон, неяркий цвет неба и солнца… Так и чувствуется холод, присущий горной местности.

Французский посол в Петербурге, дипломат и генерал маркиз де ла Шетарди писал, что «поражение было значительным: Надыр дал заманить себя в ловушку и попал в ущелье, где скрытые с двух сторон войска провели ужасную резню над большею частью его армии».

Считается, что в Андалале он потерял половину людей и почти всех лошадей. Личный секретарь шаха Мехти-хан Астрабадский назвал Андалал «областью несчастья, где солдаты Надыра пришли в добычу врагам».

Известный историк, профессор Расул Магомедов, описывая причину победы горцев в том бою, писал, что «масса людей показала на деле свою способность подняться выше интересов своего двора и села, глянуть дальше пределов своего джамаата, ощутить себя не только андалалцами, карахцами, гидатлинцами, акушинцами, лакцами, но прежде всего дагестанцами. История показала, что эта способность наших предков в XVIII в. оказалась спасительной».

Символом этой победы является уникальный экспонат, представленный в постоянной экспозиции нашего музея (зал «Средневековый Дагестан»), – так называемая «сабля Надыр-шаха», приобретенная в 1930-е годы XX века у одного из жителей села Хунзах. Впоследствии научными сотрудниками были изучены и переведены надписи на клинке сабли. Установлено, что она принадлежала двум великим завоевателям – Тимуру и Надыр-шаху. После разгрома персидского правителя в 1741 году сабля осталась в Дагестане.

Победа над его войсками легла в основу праздника, который отмечают у нас 15 сентября, – День единства народов Дагестана. В 2004 году на месте генерального сражения был построен мемориальный комплекс «Ватан», являющийся филиалом Национального музея РД имени А. Тахо-Годи.

Похожие

Прошлое в настоящем

237
Такого зрелища Буйнакск не видел уже много лет. Колонна музейных работников со всего...

Мухаммад-Тахир и Даниял-Султан

32
В культурно-выставочном центре Национального музея РД им. А....

У музея юбилей

275
Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи – крупнейшее музейное объединение Северо-Кавказского...

Сегодня это уже история

96
Каждый экспонат здесь наглядно отражает культуру, духовное наследие сургинцев. Их быт и...

…Мы встречаем гостя у порога

71
Иностранные студенты, обучающиеся в вузах республики,...

Она была особенным человеком

505
«Ее имя неразрывно связано с искусством и культурой советского Дагестана. В ее биографии...

По поводу одной публикации

75
На официальном сайте прокуратуры Республики Дагестан и в СМИ размещена информация о...

Культсанштурм. 100 лет спустя

202
После Октябрьской революции 1917 года в Дагестане была развернута новая форма...

«Мы не хотим бояться…»

24
Национальный музей Дагестана им. А. Тахо-Годи и Дагестанская государственная филармония им....

Статьи из «Культура»

Когда поёт Месей

47
Месей Багаутдинова – удивительная девочка, чья история трогает до глубины души. Несмотря на...

Очаг мудрости

4
«Библиотекари всегда были одними из самых вдумчивых и полезных людей. Они учителя без...

Дебют режиссёра Михалкова

7
Пятьдесят лет назад на экраны страны вышел приключенческий фильм «Свой среди чужих, чужой...

Свет сквозь печаль

4
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Книга, востребованная временем

5
Когда речь идет об истории Великой Отечественной войны, при кажущейся ее исследованности многие аспекты и в наши дни продолжают...

Вначале было дело

69
«Что слова? Это просто дополнение к действию» – по такому принципу живёт и работает...

Бюст народному артисту

11
В селе Хучни Табасаранского района прошло торжественное открытие бюста народному артисту...

Дебют режиссера Михалкова

15
Пятьдесят лет назад на экраны страны вышел приключенческий фильм «Свой среди чужих, чужой...

Бежта в орнаментах

41
Добраться из Махачкалы до селения Бежта сродни настоящему подвигу: почти шесть часов пути по...

В каждом движении – история

59
Неповторимая атмосфера на XXVIII Международном хорео­графическом конкурсе «Во власти...

Полвека на сцене

157
Искренние, чувственные, теплые и где-то даже наивные выступления детей всегда создают...