История одной картины
Выдающийся дагестанский художник Халил-бек Мусаясул (Мусаев) (на снимке) написал много прекрасных картин. У него было несколько персональных выставок. Первая состоялась в 1919 году во Владикавказе, а последняя – в 1947-м в Нью-Йорке. Самая же крупная экспозиция была развернута в 1934 году в Мадриде.
Хочу рассказать нашим читателям историю одного шедевра, который принадлежит кисти Мусаясула. Картина называется «Аварка из селения Чох».
Сначала я думал, что на полотне изображена вымышленная красавица. Оказалось, это не так.
Однажды, придя в гости к племяннику знаменитого художника Магомеду Мусаеву, я увидел эту картину у них дома. Магомед, уловив мой взгляд, сказал:
– В эту красивую девушку был влюблен мой дядя. И, наверное, поэтому и написал ее портрет.
Я спросил:
– Он рассказывал что-нибудь о ней?
– Нет. Но рассказала его жена, поэтесса Оливия Мелани Юлия фон Нагель, когда мы были у нее в гостях в Америке. Она прожила почти 98 лет. Ты обратил внимание, что портрет написан в 1939 году?
– Да.
– Это год, когда он женился на фон Нагель.
– В этом, что, есть какой-то тайный смысл?
– Именно! Эта аварка, оказывается, была очень похожа на его жену. Халил-бек был поражен их сходством. И когда работал над картиной, то Мелани спросила, не ее ли он случайно рисует. Дядя кивнул головой, но спустя время признался, что на портрете изображена аварка из Чоха.
И тут мы молча стали вглядываться в портрет. После некоторой паузы я поинтересовался у Магомеда, как сложилась судьба девушки.
– Точно никто не знает. Как рассказывала Мелани, Халил-бек увидел ее впервые в 1914 г. в Чохе. Он в то время учился на первом курсе Тифлисского училища изящных искусств и приехал домой на две недели, чтобы повидаться с родными. Увидев девушку, хотел узнать имя, но та смутилась и ничего не ответила. Нравы тогда были строгие, горянки не могли просто так разговаривать с парнями.
– В итоге ему удалось поговорить с ней или нет?
– Удалось. Правда, это случилось в 1919 году в Темир-Хан-Шуре. Дядя работал художником-оформителем в типографии Мавраева. Выяснилось, что она вышла замуж за жандарма и проживала в столице Дагестана. Когда случилась революция, муж ее погиб. Восставшие захватили полицейский участок и устроили там штаб ревкома. Халил-бек встретил ее случайно у здания театра. Девушка рассказала ему о своей нелегкой судьбе, и он помог ей устроиться на работу в типографию. Звали девушку Мириам.
– А к этому времени он еще любил ее?
– Конечно. Чувства вспыхнули с новой силой, дядя хотел жениться на ней. Но вот как-то он поехал по делам выставки картин во Владикавказ на несколько дней, а когда вернулся, Мириам уже не работала в типографии. Оказывается, приехал ее родственник из Чоха и забрал с собой в село. Халил-бек был в отчаянии. Незамедлительно поехал в Чох, однако не нашел ее там.
– Почему?
– По адресу, по которому она проживала до революции, ее не оказалось. Спрашивал у соседей и знакомых – безрезультатно. Так никто ничего толком и не сказал. Кстати, лакский писатель Саид Габиев, который дружил с дядей, собирался написать о ней целую повесть. Он тоже был потрясен красотой Мириам.
– А где он ее увидел?
– В Темир-Хан-Шуре, когда приезжал по делам в типографию. Габиев же рекомендовал в 1920 году назначить Халил-бека заведующим отделом внешнего образования и искусств Наркомпроса Дагестана.
– Почему все-таки книгу не написал?
– Видимо, времени не нашел или просто отказался от этой затеи. В общем, непонятно. Что самое интересное, Юлия фон Нагель была сама немало удивлена невероятным сходством с этой аваркой.
– Поэтому, наверное, Халил-бек и влюбился в нее?
– Это так. Они никогда не расставались, горячо любили друг друга. Мелани была потрясающей женщиной. Она сказала мне, что Халил и любимый им Дагестан навсегда остались в ее душе. И что она научилась понимать и любить наш край исключительно благодаря его рассказам.