X
09:42 29.10.2024

История одной картины

Выдающийся дагестанский художник Халил-бек Мусаясул (Мусаев) (на снимке) написал много прекрасных картин. У него было несколько персональных выставок. Первая состоялась в 1919 году во Владикавказе, а последняя – в 1947-м в Нью-Йорке. Самая же крупная экспозиция была развернута в 1934 году в Мадриде.

Хочу рассказать нашим читателям историю одного шедевра, который принадлежит кисти Мусаясула. Картина называется «Аварка из селения Чох».

Сначала я думал, что на полотне изображена вымышленная красавица. Оказалось, это не так.

Однажды, придя в гости к племяннику знаменитого художника Магомеду Мусаеву, я увидел эту картину у них дома. Магомед, уловив мой взгляд, сказал:

– В эту красивую девушку был влюблен мой дядя. И, наверное, поэтому и написал ее портрет.

Я спросил:

– Он рассказывал что-нибудь о ней?

– Нет. Но рассказала его жена, поэтесса Оливия Мелани Юлия фон Нагель, когда мы были у нее в гостях в Америке. Она прожила почти 98 лет. Ты обратил внимание, что портрет написан в 1939 году?

– Да.

– Это год, когда он женился на фон Нагель.

– В этом, что, есть какой-то тайный смысл?

– Именно! Эта аварка, оказывается, была очень похожа на его жену. Халил-бек был поражен их сходством. И когда работал над картиной, то Мелани спросила, не ее ли он случайно рисует. Дядя кивнул головой, но спустя время признался, что на портрете изображена аварка из Чоха.

И тут мы молча стали вглядываться в портрет. После некоторой паузы я поинтересовался у Магомеда, как сложилась судьба девушки.

– Точно никто не знает. Как рассказывала Мелани, Халил-бек увидел ее впервые в 1914 г. в Чохе. Он в то время учился на первом курсе Тифлисского училища изящных искусств и приехал домой на две недели, чтобы повидаться с родными. Увидев девушку, хотел узнать имя, но та смутилась и ничего не ответила. Нравы тогда были строгие, горянки не могли просто так разговаривать с парнями.

– В итоге ему удалось поговорить с ней или нет?

– Удалось. Правда, это случилось в 1919 году в Темир-Хан-Шуре. Дядя работал художником-оформителем в типографии Мавраева. Выяснилось, что она вышла замуж за жандарма и проживала в столице Дагестана. Когда случилась революция, муж ее погиб. Восставшие захватили полицейский участок и устроили там штаб ревкома. Халил-бек встретил ее случайно у здания театра. Девушка рассказала ему о своей нелегкой судьбе, и он помог ей устроиться на работу в типографию. Звали девушку Мириам.

– А к этому времени он еще любил ее?

– Конечно. Чувства вспыхнули с новой силой, дядя хотел жениться на ней. Но вот как-то он поехал по делам выставки картин во Владикавказ на несколько дней, а когда вернулся, Мириам уже не работала в типографии. Оказывается, приехал ее родственник из Чоха и забрал с собой в село. Халил-бек был в отчаянии. Незамедлительно поехал в Чох, однако не нашел ее там.

– Почему?

– По адресу, по которому она проживала до революции, ее не оказалось. Спрашивал у соседей и знакомых – безрезультатно. Так никто ничего толком и не сказал. Кстати, лакский писатель Саид Габиев, который дружил с дядей, собирался написать о ней целую повесть. Он тоже был потрясен красотой Мириам.

– А где он ее увидел?

– В Темир-Хан-Шуре, когда приезжал по делам в типографию. Габиев же рекомендовал в 1920 году назначить Халил-бека заведующим отделом внешнего образования и искусств Наркомпроса Дагестана.

– Почему все-таки книгу не написал?

– Видимо, времени не нашел или просто отказался от этой затеи. В общем, непонятно. Что самое интересное, Юлия фон Нагель была сама немало удивлена невероятным сходством с этой аваркой.

– Поэтому, наверное, Халил-бек и влюбился в нее?

– Это так. Они никогда не расставались, горячо любили друг друга. Мелани была потрясающей женщиной. Она сказала мне, что Халил и любимый им Дагестан навсегда остались в ее душе. И что она научилась понимать и любить наш край исключительно благодаря его рассказам.

Похожие

Вышивка акварелью

72
О выдающемся дагестанском художнике Халил-Беке Мусаясуле (на снимке) достаточно написано...

Помнят, восхищаются, благодарят за жизнь

53
Среди многих публикаций нашего коллеги Андрея Цобдаева есть и статья, в которой рассказывается, как во время и после...

Статьи из «Культура»

Гиви Валиев: «Хочу говорить о своем времени»

69
Наша газета продолжает рассказ о победе...

За каждой картиной – история

15
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...

Прошлое в настоящем

177
Такого зрелища Буйнакск не видел уже много лет. Колонна музейных работников со всего...

О войне, любви и верности

25
В Даргинском театре им. О. Батырая с аншлагом прошла премьера спектакля на русском языке...

Надень башлык, а то кирдык

25
Из истории Северного Кавказа мы знаем, что горцы с давних времен носили башлыки, уже потом, в...

Зрелое и подлинное мастерство

32
"Избранное" в 4-х томах народного поэта Республики Дагестан, заслуженного деятеля искусств РД, лауреата Государственной премии республики по литературе, члена...

Каноны и современность

23
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Приоритетные научные исследования

81
Физическое развитие и здоровье детей – один из важнейших критериев состояния здоровья нового поколения. От здоровья зависит...

Мухаммад-Тахир и Даниял-Султан

31
В культурно-выставочном центре Национального музея РД им. А....

Когда поёт Кумратова…

20
В новейшей истории ногайцев значительный вклад в развитие национальной песенной культуры...

Наш ответ «Османам»

177
Ох уж эта мода на иностранные сериалы! Во времена моего детства все просто фанатели от...

Дирижёр из известного рода

31
Прадед известного дирижера Джемала Далгата был богословом, а сыновья выбрали светские...