Купить PDF-версию
X
15:11 17.10.2013

«История требует продолжения»

Под таким названием в Выставочном зале Союза художников Дагестана открыта выставка Таус Махачевой. В экспозиции видеоработы, инсталляции и фотографии.

По словам художницы, экспозиция – это результат критических наблюдений «за процессами, которые происходят в Дагестане». «Этот персональный проект сосредоточен на вопросах культурной преемственности и поиске культурных, социальных линий между самобытным, традиционным общественным укладом и современным глобальным миром», — говорит куратор проекта, сотрудник Московского музея современного искусства Алексей Масляев.
Каждый из объектов выставки – это своего рода деталь, некий эпизод исторической действительности Дагестана сегодня. Художник ощутила тревожные вибрации перемен, повсеместно происходящих в Дагестане. Она понимает, что они пришли с Запада и постепенно становятся доминирующими в культуре и в общественных отношениях. Интуитивно осознавая процесс становления нового социального и культурного пространства, художник стремится передать это понимание через свои работы.
Центральную часть выставки составляют работы, выполненные в технике видео-арта. По этому поводу куратор проекта А. Масляев пояснил: «Видео позволяет показать развитие действия и  обеспечить длительность общения объекта со зрителем, создать некий диалог. Для выставки Таус это очень важно».
Из работ видно, какие традиционные понятия и образы жизни существенно изменились. Например, всем известное дагестанское гостеприимство постепенно заменяется формальными выражениями хорошего тона. Традиционный дагестанский праздник-свадьба с безудержным весельем, непринуждёнными танцами заменяется на праздники по европейскому подобию. Это показано на примере одного из экспонатов выставки – видеоролика «Пространство торжества». Гипнотическое кружение геометрических фигур словно выхватывает зрителя из реальности и переносит в иную пространственно-временную и культурную ситуацию, в которой, если присмотреться, не осталось почти ничего, что было традиционным для дагестанской свадьбы. Холодные стены банкетных залов, многоликое зеркальное пространство… Всё это привнесённые элементы европейского праздника, которые успешно внедряются в наше сознание как единственно истинные и вытесняют нашу индивидуальность. Видимо, это и имел в виду автор, сделав главными героями данной постановки безликие белые фигуры, без цели расхаживающие между столами.
Основная концепция выставки – диссонанс традиционного и глобального, можно проследить и в другом видео «Быстрые и неистовые». Здесь в центре внимания машина, покрытая чехлом, сшитым из старых шуб. В таком виде машина предстаёт как одушевлённое существо. Через это видео автор показывает, как привычное для дагестанца стремление выделиться из толпы претерпевает опять-таки изменения. Если раньше элементами респектабельности и какого-то лоска выступали кинжал и добрый конь, то сегодня благодаря технологическому прогрессу и навязанным нами медиаобразам это стало архаичным. Теперь для многих мужчин средством самовыражения становится его автомобиль. Для них он своего рода прирученный «зверь». Автор немного иронизирует над этим, но ни в коем случае не осуждает. Он просто показывает это как данность, как влияние глобальных перемен на культуру и общественные отношения в республике.
Фотоэтюд «Размежевание» с росписью на прелестном девичьем личике продолжает эту мысль и показывает, как навязанные нам медиаобразы женской красоты, эксклюзивности, индивидуальности стали частью нас, скрывая нашу истинную суть. «Заимствованные извне орнаменты стали неразличимы и превратились в однотонную корку на нашем лице».
Неким символическим итогом этих работ стал видеоролик «Гамсутль», повествующий о заброшенном, разрушающемся, древнем аварском селе. Некогда оно славилось своими искусными ювелирами, оружейниками, сегодня находится в плачевном состоянии. Людей уже не осталось. Показанные в ролике живописные руины не оставляют мрачного впечатления, напротив, заставляют восхищаться предками, их умением строить поселения на таких крутых скалах, жить в таких сложных условиях. На некоторое мгновение понимаешь, что и такое было, а сейчас о подобном существовании многие из дагестанцев не могут и помыслить. Не оставляет равнодушным и прекрасный вид окружающих село гор. Это видео — одно из ярчайших на выставке.
На выставке было немало и других экспонатов со своеобразным художественным воплощением, затрагивающим разные стороны жизни в Дагестане: «Позволь мне быть частью нарратива», «Пейзаж» (составленный из деревянных носов), «Путь объекта», «Рехъен» и «Ковёр». Понять, чем живет автор этих работ, вы сможете, посетив выставку.

 

Статьи из «Культура»

В волшебном мире оживших кукол

11
Погружение в волшебный мир кукольного жанра устроил для...

Планета Дагестан

3
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Шествие театров

7
В этом году первому профессиональному театру Дагестана исполяется 100 лет. Флешмобы, онлайн-...

Сохраним язык – сохраним культуру

14
Трудно переоценить значение языка, на котором каждый из нас в далеком детстве открывал для себя мир. На нем рассказывали сказки...

Особое искусство

44
Народные коллективы – флагман культурной жизни Дагестана. Выполняя...

Бурка как дом родной

10
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Большая сцена для маленьких детей

8
Литературный клуб «Креатив», созданный на базе Дагестанского государственного театра кукол, функционирует вот уже 14 лет. За...

И газеты, и книги должны работать на просвещение

34
Читать и почитать. Слова разные, но суть...

Планета Дагестан

744
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Переломный момент

41
После череды комедий, представленных артистами Даргинского театра в начале года, на этот раз...

Снятию блокады посвящается

9
Дагестан продолжает отмечать одну из самых важных дат Великой Отечественной войны – 80-летие...