История в фотографии
Черно-белые снимки из прошлого сегодня ценный исторический источник. В них факты. В фонде «Фото и документы» Национального музея РД хранится множество фотографий середины XIX – начала XX века совершенно разной направленности, отражающие события прошлых лет.
Здесь редкие фотоснимки, сделанные одним из первых владельцев фотоателье в г. Темир-Хан-Шуре фотографом Ильёй Дориспановичем Абуладзе в конце 1890-х годов Коллекция фотографий отражает все стороны жизни республики, сделанные известными фотокорреспондентами: Капаницыным П., Гельвером Ф., Чутуевым А., Фатуевым Р., Корзуновым Н., Чутуевым К., Диком Р., Шевелёвым Ю. и др. Их снимки – отражение того, как менялся облик сёл и городов нашего края. В них люди, быт, природа, архитектура…
Как рассказывает заведующая фондом Ольга Магомедова, первые фото в Дагестане были сделаны в середине XIX века, в самом конце Кавказской войны. На многих из них мы можем увидеть не существующие теперь уже аулы, укрепления и мосты. Будто их никогда и не было, но есть фотодоказательство. И мы верим, тем более когда речь заходит о музейном экспонате.
– Одной из интересных фотографий из этой серии является Георгиевский мост (на снимке). Снимок попал в наш музей в самом начале его создания. На фотографии запечатлен уже разрушенный железный мост, расположенный в одном из красивейших мест Дагестана. Он имел три названия: Георгиевский, Салтинский и Красный. Мост был возвездён на реке Кара-Койсу. Первоначально он был деревянным, построенным горцами на несколько метров выше зеркала реки. Его первое название Салтинский связано с селом Салта, близ которого расположен. Такие мосты были ненадежны. В период дождей, когда реки в горах бурно разливались, их часто смывало потоком воды, – рассказывает Ольга Магомедова.
Так, от Порт-Петровска до Гуниба была проведена дорога протяженностью около 154 км. В 1867 году в Гунибе открыли почтовое отделение, имевшее на этом пути 7 почтовых станций от Салтинского моста до Карадаха, далее через Голотль до границы Грузии и от Карадахского моста через Хунзах, Тлох до Ботлиха.
За этот же период были построены железные, каменные и деревянные мосты через горные реки: Преображенский железный мост – через Андийское Койсу около Ботлиха, Георгиевский – через Кара-Койсу в Салтинском ущелье, каменные мосты через Казикумухское Койсу у с. Цудахар, в Гунибе через Кара-Койсу.
– Деревянный Салтинский мост заменили на железный, и он был будто втиснут между двух скал. Новый мост строили русские солдаты. И назвали Георгиевским в честь цесаревича Великого князя Георгия Михайловича, солдаты которого участвовали в сооружении моста. Царское командование построило этот мост из стратегических интересов: отсюда открывался кратчайший, а иногда и единственный путь во многие горные районы.
А в 1871 г. Георгиевский мост посетил Александр II. Командир предмостного укрепления сообщил царю о нескольких случаях, когда, не выдержав условий тяжелой службы, офицеры бросались с моста.
«И что же с ними?» – спросил император. «Все погибли, – ответил командир и добавил: – до реки 79 метров!»
«М-да» – отозвалось его Величество, с опаской поглядывая вниз.
Свое третье название – Красный – мост получил в период Гражданской войны, когда в одном из боев, разгоревшемся у переправы, погибло немало горцев. Мост был разрушен, так как не выдерживал новые транспортные нагрузки. И теперь только на этом старом фотоснимке из музейного фонда мы видим величественное сооружение, ставшее молчаливым свидетелем многих исторических событий.
Строительство мостов продолжалось и в начале XX века. В 1910 году в Казикумухском округе по инициативе жителей селения Караша было положено начало строительству моста, которое позволило бы соединить оторванные от экономической жизни аулы Вицхинского магала. Многие деревянные мосты были заменены железными, например в селениях Аракани, Голотль, Тлох… В этот же период влияние на развитие мостостроения оказали автомобильный транспорт и распространение нового материала – железобетона.