Иван Хлестаков из Махачкалы
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале почти на протяжении года играл Иннокентий Смоктуновский. Город тогда был небольшой, многие знали друг друга в лицо. И когда встречали на улице Смоктуновского, так и говорили: «Вот идет наш Иван Хлестаков».
Иннокентия Михайловича называли самым интеллектуальным актером советского кинематографа. Потому что он всегда читал. Даже когда просто шел по улице.
Воспоминания Георгия Жженова:
«Нельзя было видеть Иннокентия без книги в руках. В основном это были классические произведения русских авторов. Но и советскую литературу он много изучал. Такого умного актера мне никогда не приходилось больше встречать».
Будущий актер по одним данным родился в 1924 году, а по другим – в 1925-м в поселке Татьяновка Томской области. В 1933 г. семья, спасаясь от голода, переехала в Красноярск, где его отец Михаил устроился работать грузчиком в порту.
В возрасте 14 лет Иннокентий впервые оказался в Красноярске в театре и буквально «заболел» сценой. Но когда началась война и отец ушел на фронт, ему пришлось помогать семье; было не до театра.
Он стал работать киномехаником в воинской части, которая дислоцировалась в городе.
***
А в январе 1943 года и его самого призвали в армию. Участвовал в боях на Курской дуге, за что был награжден медалью «За отвагу».
В декабре того же года попал в плен. Содержался в лагере для военнопленных в Житомире. В январе 1944-го бежал из плена к партизанам. Через некоторое время партизанский отряд соединился с 318-м гвардейским полком 102-й гвардейской стрелковой дивизии. С этим полком гвардии младший сержант Смоктуновский принимал участие в освобождении Варшавы. Войну завершил в немецком городе Гревесмюлен уже в звании младшего лейтенанта.
После демобилизации Иннокентий Михайлович вернулся в Красноярск. Через несколько дней он встретил старого приятеля, который сказал:
– Наш местный театр набирает актеров. Давай попробуем устроиться туда.
– Давай, – согласился он.
Но поработать в театре пришлось недолго: стали разбирать факт его пребывания в плену. Посчитали в итоге неблагонадежным и сослали в Норильск. В этом заполярном городе он и прослужил 5 лет в театре драмы.
***
В 1951 году Смоктуновский заболел цингой. Это вынудило актера переехать жить на юг. Почти полгода добивался разрешения на переезд. Наконец ему вручили предписание ехать в Махачкалу. Приняли на работу в Русский драмтеатр.
Вот как комментировал встречу с ним актер Алексей Бахарь, который был женат на актрисе Кумыкского драматического театра Патимат Асельдеровой и некоторое время тоже жил в Махачкале и работал в Русском театре:
«Смоктуновский был чрезмерно худ и с нездоровым оттенком лица. А еще у него были проблемы с зубами. Мы, актеры, собрали все кто сколько мог денег, и он два месяца восстанавливал себе зубы. В Махачкале он пошел на поправку, так как каждый день питался фруктами и овощами».
Потом спустя годы актер вспоминал:
– Благодаря новым зубам меня, кажется, и утвердили на роль Хлестакова. Я и сам всегда мечтал сыграть этого персонажа.
Главный режиссер Русского театра Израиль Моисеевич Сапожников сказал ему:
– Сыграй этого плута так, чтобы тебе поверили. Прошу тебя. Ты должен стать мошенником с головы до пят, чтобы Гоголь воскрес и сказал тебе спасибо. Мне, кстати, как раз и был нужен такой актер…
– Какой такой?
Сапожников многозначительно взглянул на тощего Смоктуновского.
– Такой же худой, как Хлестаков, и белозубый.
– Зубы вставные, – грустно улыбнулся Иннокентий.
– Ничего, – успокоил режиссер. – Зрители ведь об этом не знают.
***
Когда Смоктуновский играл Ивана Хлестакова на сцене, в зале всегда был аншлаг.
Однажды он признавался известной актрисе Барият Мурадовой:
– Я доигрался до такой степени, что теперь на рынке мне продукты отпускают бесплатно.
Мурадова на это заметила:
– Об этом мечтает каждый актер.
А Алексей Бахарь смеялся:
– Ты, Кеша, наш махачкалинский Хлестаков. Главное, что тебя не ругают, а наоборот, восторгаются тобой. Гордись этим фактом.
Известная актриса Римма Маркова, которая тоже видела Смоктуновского в роли Хлестакова, констатировала: «Жаль, что потом он не играл практически комедийные роли. Он мог это делать блистательно».
***
Хотя сам Иннокентий Михайлович считал, что хорошую комедийную роль он еще раз сыграл в картине режиссера Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
– Кажется, эти персонажи даже чем-то схожи, – сказал он Эльдару Александровичу.
– Какие? – не понял Рязанов.
– Иван Хлестаков и Юрий Деточкин.
– Не знаю, – пожал плечами режиссер.
И вдруг актер Олег Ефремов, снимавшийся в этой комедии, строго сказал:
– Совсем не похож. Деточкин – это просто герой по сравнению с Хлестаковым.
– Я имею в виду, что они оба хитрые, – заметил Смоктуновский.
– Нет. Деточкин не хитрый, он – честный, – вновь не согласился Ефремов.
– Да ну тебя, – отмахнулся Иннокентий Михайлович.
Роль Деточкина у него получилась самой знаменитой в творческой биографии. В 1971 году за эту роль он был награжден Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.