X
08:08 19.06.2020

Изменчивой моде вопреки

Ну не может быть так, чтобы просто пришивали серебро и передавали по наследству. У такого наряда есть какая-то тайна. Должно же быть что-то, отчего бы кровь закипала и глаз радовался.

Дагестанские женщины всегда имели отменный вкус. Не случайно именитые дизайнеры не могут скрывать своего восхищения, мы же в ответ восклицаем: «А вы знаете, что в Дагестане десятки самых разных национальных костюмов и каждый из них – праздник для глаз!». Сегодня все эти наряды прячутся в сундуках и музеях, выходят в свет по особым случаям. И по традиции каждый год в республике проходит «Парад национальных костюмов», организованный Министерством по национальной политике и делам религий РД. В этом году он прошел в режиме онлайн. Организаторы надеются, что в гардеробе современной дагестанки все-таки появится колоритный, яркий и динамичный этнический стиль.

По завершении фотомоба к Дню России было прислано около 500 работ со всей республики. И взрослые, и дети размещали в социальных сетях свои фотографии в традиционных нарядах. На странице в Инстаграме Ругуджинской школы снимки наряда невесты. Есть в нем скрытый смысл, и это надо знать.

Один раз в жизни

Итак, невеста в день свадьбы надевала уникальное налобное украшение – маргъал (с аварского – жемчужина), не имеющее аналогов ни в одном другом селении Дагестана. Это исключительно свадебное украшение, и девушка надевает его один раз в жизни, а затем передает своей дочери.

На ярко-красный кусок ткани пришивались серебряные подвески, бляшки, монеты, цепочки, бусины из полудрагоценных камней и речного жемчуга. Все традиционные элементы составляли каноничную трехчастную композицию с небольшими вариациями. Маргъал надевали поверх головного покрывала мучIи, закрепляя матерчатыми или кожаными шнурками, пришиваемыми по углам изделия. Свадебный костюм невесты в целом был подчинен идее скрыть, спрятать невесту от дурного глаза завистников и нечистой силы. Переход невесты из отцовского дома в дом жениха символизирует переход в абсолютно иной социальный статус – статус замужней женщины, принадлежащей уже другому тухуму. Именно в этот момент девушка считалась наиболее уязвимой, и ее всячески старались скрыть, защитить от дурного глаза. Невесту вели в дом жениха ночью, а ее наряд полностью скрывал фигуру и лицо. Ювелирные украшения, которые являлись неотъемлемой частью свадебного наряда, также выполняли функцию оберегов. Центральное место в украшениях занимало серебро, так как по преданиям оно считалось самым благородным металлом-оберегом и защищало от злых сил. И по традиции свадебного обряда невесте нельзя было разговаривать, смеяться и есть. Маргъал помогал ей выполнять все предписания.

Национальные кумыкский, ногайский, кубачинский, андийский… костюмы – богатое историческое и этнокультурное наследие народов, многовековая история, традиции. Массивные и филигранные пояса, нагрудные украшения и браслеты, серьги, подвески, кольца. Каждое из них – не просто красивое украшение, а изделие-талисман. Свадебные горские наряды обвешивались серебром весом до двадцати килограммов. Серебряные обереги и нашивки, монеты, кораллы, бирюза, жемчуг, бусины «баламуты» покрывают его поверхность и защищают своим звоном невесту от дурного глаза. Многие из украшений надевались раз в жизни – на свадьбу, затем прятались глубоко в сундуке и передавались по наследству.

И штанишки, и вязаные сапожки

Свое национальное платье Айшат Чупанова из Акушинского района хранит в бабушкином сундуке – таком же старинном, как и сам наряд. Платье, как и сам сундук, – семейный раритет, доставшийся от прапрабабушки прабабушке и так далее.

Старинное платье туникообразного покроя, пояс сплошь в редких монетах, каких-то удивительных сережках, цепочках и прочей невиданной красоте. Словом, пир для глаз.  Шелковый кIаз (платок) тоже повязывали вдвоем в два оборота. Еще полагаются штанишки и вязаные сапожки.

– Ой, не знаю даже, сколько ему точно лет. Но о-о-о-очень старое. Вот, смотри, монета 1757 года. А эти пояса, где еще такие увидишь? Подлинные. Со временем мода менялась. Ничего удивительного – и сейчас это происходит, а наряжаться женщины любили всегда. Одно дело, когда ты дома за кастрюлями, а другое – за калиткой. Там уже конкуренция. Со временем под рубахой стали носить духIнахIава – в качестве нижнего белья, а платье, надеваемое сверху, стали называть акъувильхIава – верхнее платье. Другим видом платья было лабада, валжагъ, которое, как правило, шилось на подкладке. Для зимнего лабада подкладка шилась из шерсти (бала) или ваты (бамба), – рассказывает Айшат Багомаевна. – Вышивки на этом платье нет, но вышивали даргинки во все времена – и когда мужчины защищали аул, и когда рождался ребенок, и когда кто-то в тухуме умирал. На каждый случай были заготовки расшитой материи. Например, на кусок разрисованной ткани клали вещи умершего, причем вышивка лежала «лицом» к его вещам.

Считалось, что это оберег. У кого-то вышивка получалась красиво, у кого-то не очень. Эти женщины не были художниками, но традиции требовали вышивки.

В селении Муги и сегодня богатое приданое невесте собирают с колыбели. То же и с «висюльками» на платье. Тут искусство отходит на второй план, уступая место ритуальной стороне. Каждая его обладательница обязана оставить на нем что-то от себя будущему потомку – на счастье, на здоровье. Пришивая изделие, читаются молитвы. Для своей Хису, младшей дочери, Айшат Багомаевна украсила платье парой серебряных приколок, закрепила их десятком молитв.

– Во многих семьях нашего селения есть подобные наряды. Кто хорошо разбирается, сможет прочесть, какому роду оно принадлежит, кто его обладательница, – рассказывает она.

Многое может сказать и чухто. Богатые украшали его серебряными монетами, ювелирными изделиями, встречались даже фигурки животных, жемчуг. В Дахадаевском районе головные уборы украшались в основном серебром, у левашинок акцент делался именно на покрывало. У гапшиминок могли быть разные головные уборы в зависимости от материального состояния.

Статьи из «Культура»

Прошлое в настоящем

16
Такого зрелища Буйнакск не видел уже много лет. Колонна музейных работников со всего...

О войне, любви и верности

2
В Даргинском театре им. О. Батырая с аншлагом прошла премьера спектакля на русском языке...

Надень башлык, а то кирдык

20
Из истории Северного Кавказа мы знаем, что горцы с давних времен носили башлыки, уже потом, в...

Зрелое и подлинное мастерство

21
"Избранное" в 4-х томах народного поэта Республики Дагестан, заслуженного деятеля искусств РД, лауреата Государственной премии республики по литературе, члена...

Каноны и современность

22
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Приоритетные научные исследования

78
Физическое развитие и здоровье детей – один из важнейших критериев состояния здоровья нового поколения. От здоровья зависит...

Мухаммад-Тахир и Даниял-Султан

31
В культурно-выставочном центре Национального музея РД им. А....

Когда поёт Кумратова…

19
В новейшей истории ногайцев значительный вклад в развитие национальной песенной культуры...

Наш ответ «Османам»

166
Ох уж эта мода на иностранные сериалы! Во времена моего детства все просто фанатели от...

Дирижёр из известного рода

29
Прадед известного дирижера Джемала Далгата был богословом, а сыновья выбрали светские...

Комедии, драмы и… новая сцена

20
Азербайджанский государственный драматический театр – это оазис добрых и драматических...

«Молла Насрутдин»: почти век на сцене

54
К своему 150-летию Союз театральных деятелей России...