«Я не борец. Я – певец»
Рожденный в сакле горца, он силой своего таланта обрел мировую известность, завоевал любовь не только своих земляков, он покорил всю Вселенную. Его произведения переведены на сотни языков мира. Он обладатель многочисленных премий, перечисление которых займет не одну страницу… Расул Гамзатов – имя-символ, нравственный ориентир, гордость и слава Дагестана и России.
Уходят в небытие политические эпохи, войны, катастрофы. Стирается из памяти все, что казалось таким важным современникам. Меняется и сама жизнь. В истории же остаются личности, ставшие явлением своего времени. Народный поэт Дагестана и есть та самая личность.
Но даже если бы он не имел громких званий и наград, то в памяти народной остался бы как поэт, безмерно любящий свою Родину, воспевающий женщину-горянку, мать, любимую, сестру, доблесть горца. Он поднял свой родной Дагестан на невиданную высоту, познакомив живущих на самых отдаленных континентах людей со своими соотечественниками, сумев передать и объединить боль вечных истин, переживаемых людьми от сотворенья мира.
В год 100-летия со дня рождения поэта вспоминаю о состоявшейся встрече с великим Расулом. Говорили о многом: о судьбе, о таланте, о жизни и даже о политике. И его откровенность и открытость покоряли не меньше, чем его знаменитое творчество.
Говорили и об очень интересных вещах, в том числе и о взаимоотношениях с властью в целом. Расул Гамзатович сказал тогда, что не мог ни прежде, ни сейчас сказать власти, что он о ней думает, считал это бестактным.
«Поэзия, находящаяся в согласии с деньгами, это не поэзия. Настоящая поэзия не поклоняется алчному, все пожирающему тельцу. Она – совесть нации, ее тревога и боль, ее радость и жизнеутверждающая сила. И пока она существует, существует мир, Вселенная»
– Они не так плохи, как многим может показаться на первый взгляд, – сказал Гамзатов. – И немало среди людей у власти личностей, думающих, переживающих за судьбу Дагестана. Но когда мне задают определенные вопросы, я высказываю свое мнение, и это не всегда приятные для власти вещи. При этом я стараюсь не нарушать внутреннего такта горского этикета. Думаю, что здесь требуется четкое определение своей роли в обществе. Я не борец. Я – певец.
Да, он был певцом, воспевающим красоту Родины, женщину, природу, смелость и честь горца. Но ощущал ли он в ту пору, что любовную лирику все больше вытесняют стихи социальной направленности? В классической, мировой литературе образцами остаются поэты, пишущие о любви, был убежден известный дагестанец.
– Но если раньше поэты громко говорили о любви, то потом наступил период, когда женщина заняла активную общественную, публичную позицию, – сказал Гамзатов. – Открытость чувств достигла высшей точки, не осталось сокровенных уголков в душе, все самое интимное отдано на потребу. Нет необходимости взывать к первозданности чувств. Сегодня можно смело утверждать, что любовная лирика в чадре… Но такова диалектика жизни – все течет, все меняется и со временем уравновешивается.
Говорили мы и о чтении. В ту пору не было гаджетов, которые бы конкурировали с классической книгой. Но была другая история: книжные рынки заполонила американская литература – однодневка, не было произведений – исторических полотен, классики. Отечественная литература уходила в прошлое.
Удивительная, необъяснимая метаморфоза произошла. В советские времена творческая интеллигенция – писатели, поэты, кинематографисты – создавала произведения, где фантастически преуспели по части метафор и аллегорий, при этом творили гениальные вещи в манере соцреализма о социализме. И поэта серьезно тревожил тот факт, что далекие от литературы «писатели» публиковали в печати малограмотные тексты, называя их «романами», «поэмами» и т.д. Но и профессиональные авторы, поддавшись конъюнктуре, штамповали бульварные романы и убогие детективы, не обременяя себя работой над словом.
– В целом уровень публикуемых произведений крайне низок, – сетовал Расул Гамзатович. – Нет глубоких, серьезных работ, нет исторических романов. Лучшие писатели России ушли в тень. Национальная литература переживает сегодня кризис. До недавнего времени опиравшаяся на традиции советской литературы, на русскую классику, национальная литература пребывает в растерянности. Из небытия вытаскиваются имена малоизвестных или совсем неизвестных авторов времен царя Гороха и возводятся в ранг гениев.
Уже тогда поэт предвидел грустную судьбу Украины, государства, которое в погоне за мнимой европейской свободой самостоятельно ввергло себя в рабство. – Что еще нового, позитивного произошло в жизни Украины, чем она может гордиться? Нахватали суверенитетов столько, что начали давиться ими сразу же. Люди, всегда ощущавшие, по большому счету, чувство единой семьи, преодолевавшие все тяготы сообща, стали друг другу чужими в один день. Это неестественное состояние для нашего народа. Нам надо жить вместе, потому что мы зависим друг от друга.
– Три года назад я потерял жену и обрел независимость, – вспоминал Расул Гамзатович. – Но я был зависим и счастлив. Лихой водитель, я становился зависимым, если в машине находилась моя семья. На самом деле свобода – условное понятие. Сообщество людей, имеющее общую историю, традиции, культуру, не должно обособляться. Это гибельный путь. Очень жаль только, что прозрение приходит поздно.
Он рассуждал о том, что дагестанцы покидают малую родину. Рассказал, как к нему обратилась дагестанская диаспора из Нижнего Новгорода. «Как далеко от гор ушли люди, подумал я. А ведь у нас и так мало народа. Кто в этом виноват? Не знаю». Правда, горцы во все времена занимались отходничеством, уезжали на заработки. Но ведь всегда возвращались.
Он считал, что надо стараться помогать людям и думать о будущем нашего горного края, о тех, кто придет в экономику, в политику через 20-30 лет. Ведь в мире происходят активные интеграционные процессы. И для того, чтобы соответствовать мировому уровню, мы должны растить специалистов с государственным уровнем мышления. Должны поддерживать молодое поколение и обеспечивать достойное существование среднему поколению, старикам.
Поэт беспокоился о духовности земляков. Говорил, что ислам – гибкая, мудрая, гуманная религия, и сожалел о том, что ее начинают трактовать на свой лад околорелигиозные деятели, мало что знающие и не пытающиеся узнать.
– Гости, приезжающие в Дагестан впервые, поражаются огромному количеству мечетей. У нас придается важное значение внешней атрибутике. Но нет работы души, нет внутреннего очищения, искреннего желания стать лучше, – был убежден поэт. – А люди порой не задумываются над тем, что, если они ходят в мечеть, совершают намаз, но творят зло, неблаговидные, порочащие их поступки, не уважают родных, обижают слабых, немощных, нечистоплотны в делах, то их посылы наверх бесполезны. Всевышнего не обманешь.
В то время Расул Гамзатович писал большую поэму «Время и годы, Время и дороги». Уже вышли в свет три поэмы – «Кавказ», «Черный ящик», «Патимат». Готовилась к выходу в печать книга «Дом у дороги».
– Как случилось, что дом и дорога поссорились? Раньше они жили в мире. Наверное, это произошло оттого, что божью дорогу мы променяли на бесовскую, ведущую к раздору, шагая по которой люди теряют веру в себя, ожесточаются, лицемерят, предают и просто перестают быть людьми, – делился поэт. – Это та самая дорога, где порок побеждает добро, где нет места состраданию, нет любви. Человеческая комедия, в которой люди, зашедшие слишком далеко, вывернуты наизнанку. Они не сознают, сколь глубоко их падение.
Я прожил основную жизнь в той эпохе, она в плоти моей, в генах моих. С горечью я наблюдаю, что время, когда дорога и время жили в согласии, закончилось. А от кривой дороги прямой тени быть не может. В книге немало о нынешнем времени. О том, что тяготит и мучит меня, когда я вижу, что происходит с народом, во что ввергли его неумные перестройщики. С просьбой я обращаюсь к Богу: пощади, пощади их, дай моему народу силы, благоразумие. Сохрани и не гневайся на людей, ведь они воистину не ведают, что творят, дети твои неразумные.
Несмотря ни на что, он был счастлив уже оттого, что читатель ждет и ищет встречи с ним. Встречи давали ему стимул, рождали желание жить, писать, трудиться. Жизнь ведь на самом деле состоит из крохотных, взаимосвязанных эпизодов, которые либо тянут тебя камнем вниз, либо подталкивают наверх – к солнцу, горам, пряной молодой листве, орлиному полету, улыбкам прохожих, твоих родных, близких.
Прощаясь после беседы, поблагодарил любителей поэзии за то, что они читают поэтов и верят им. Был убежден, что определение «поэт в России больше, чем поэт», все еще подтверждает его актуальность.
С удовлетворением наблюдаю, какие залы собирают вечера поэзии, какую огромную молодежную аудиторию, про которую сейчас говорят «поколение «next». Им близко слово «Отчизна», близко все то, что происходит на земле их предков, чем живет их народ, страна. И мы заставляем аудиторию размышлять о происходящем в мире, пробуждая в них гражданственность, призываем к миру, добру, любви. Бедна та нация, из памяти которой вырвано прошлое, нет идеалов, нет национальных героев, нет гордости на свою страну. Это страшно и обидно. Я не пророк. Не знаю, сколько еще пройдет лет, но, уверен, что люди очнутся и поймут, что если у тебя нет Родины, значит, нет и тебя.