X
10:27 22.12.2021

Эксперимент удался!

Нехватка профессиональных режиссеров – с этой проблемой сталкиваются как в небольших городах, так и в крупных театральных столицах. Режиссер, способный поставить спектакль, который, что называется, «выстрелит» – единица уникальная и оттого весьма ценная. Дагестанским театрам тоже знакома проблема дефицита таких профессионалов. Попыткой в какой-то степени решить эту проблему и привлечь в нашу республику молодые кадры стала прошедшая в нашей республике «Лаборатория режиссеров».

По инициативе Министерства культуры РД Русский драматический театр организовал приезд в Махачкалу пяти студентов ГИТИСа, обучающихся на курсе народного артиста России, создателя и художественного руководителя московского театра «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза. Александру Гостюхину, Дмитрию Зенкову, Антону Шефатову, Марии Федосовой, Татьяне Родиной в течение пяти рабочих дней предстояло поставить на сценах дагестанских театров отрывки по различным драматическим произведениям. Всем была предоставлена свобода выбора. Работали молодые студенты-режиссеры с творческими командами Русского, Кумыкского, Аварского, Лакского, Лезгинского, Табасаранского и Азербайджанского театров. Итогом творческого эксперимента стали эскизы отрывков спектаклей, показанные в итоговый день режиссерской лаборатории на сцене малого зала Русского театра.

Жюри лаборатории – художественный совет Русского театра, а также режиссеры других театров республики – подводя итоги, подробно остановились на каждой работе, отметили плюсы и минусы во всех представленных эскизах. Кроме того, работы оценивал и руководитель курса Иосиф Райхельгауз.

Победителем «Лаборатории» стала Мария Федосова, которая представила с артистами Русского театра эскиз по пьесе Александра Островского «Бешеные деньги». Высокой оценки зрителей итогового показа, всех членов жюри удостоилась и работа Татьяны Родиной. Она с артистами Лакского театра представила эскиз по пьесе Э. Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». Обе творческие работы взяты на заметку театрами, и, возможно, в скором будущем талантливые девушки представят на суд дагестанскому зрителю полномасштабные спектакли.

Для руководителя курса Иосифа Райхельгауза такой результат – большая радость.

– Бесконечная благодарность всем, кто приложил руку по осуществлению этого замечательного проекта. Здесь была такая замечательная атмосфера – и творческая, и человеческая, а как радовала нас погода! Я увидел, что мои студенты совершенно разноуровневые, увидел их слабые и сильные стороны. Но я рад, что у них была возможность попробовать свои силы на профессиональной сцене. Будет здорово, если что-то из представленных эскизов используют для создания спектаклей на базе дагестанских театров. Мы в свою очередь готовы откликнуться и помочь всем, чем можем. С радостью будем приезжать сюда вновь, – отметил Райхельгауз.

– Не у каждого начинающего режиссера есть возможность практиковаться на театральной сцене, поэтому для нас очень ценно, что мы дали талантливым студентам шанс реализовать себя, – говорит организатор проекта, директор Русского театра Тимур Магомедов. – С другой стороны, этот конкурс стал хорошей возможностью и для дагестанских театров заполучить в свои труппы в будущем профессиональных режиссеров и новые постановки. Думаю, что эта работа на перспективу, и если в дальнейшем данный проект вновь будет всецело поддержан Министерством культуры, нам удастся провести еще более насыщенную и интересную программу.

Его коллеги из других театров республики также надеются, что конкурс-лаборатория станет доброй традицией. Тем самым, как отмечают ведущие деятели театрального искусства нашей республики, будет обеспечен приток новаторских идей в работу театров.

Актер и режиссер Лакского театра, народный артист Дагестана Аслан Магомедов:

– Когда я был студентом Тбилисского театрального института, часто бывал в театре им. Ш. Руставели. Помню, был тогда там заведен порядок – через каждые 5 лет происходила смена главных режиссеров. Неспроста, разумеется, это делалось. Таким образом стремились избежать некой заезженности, обеспечивали приток свежей крови, если так можно выразиться. Вот этого самого притока не хватает нам в наших театрах сегодня. Местные актеры прикипают к местным режиссерам, варятся в своем соку. А этого хотелось бы избежать. Когда идет смена режиссерских подходов, методов, школ, у актера мозг и даже мышцы тела начинают работать по-иному. Я думаю, что проект, который очень успешно, на мой взгляд, реализовал наш коллега Тимур Магомедов, стал бы хорошей отправной точкой для того, чтобы в будущем молодые и талантливые режиссеры сотрудничали и ставили свои спектакли с дагестанскими театральными коллективами.

Что касается представленных на итоговом смотре работ, меня порадовало, что студенты-режиссеры тонко прочувствовали актеров. Сразу видно, как много вложено талантливым мастером в них. Они могли бы сослаться на то, что были ограничены во времени. Однако никаких послаблений себе не делали, и результат мы все увидели. С нашим коллективом очень достойную постановку осуществила Татьяна Родина. Нам понравилось, как слаженно работала творческая команда и какое в итоге было представлено яркое и колоритное действо. В будущем мы намерены продолжить сотрудничество с Татьяной, – рассказал Магомедов нашему изданию.

Хорошую оценку смелому экспериментальному проекту дали и сами актеры, творившие под началом молодых режиссеров.

Так, актер Аварского театра Ибрагим Муртазалиев предстал на сцене в образе Тихона Кабанова, сына Кабанихи в известной драме Александра Островского «Гроза». Режиссером выступил Александр Гостюхин.

– У нас получилась очень интересная и увлекательная работа. Перед нами стояла непростая задача: в течение пяти дней поставить пусть и отрывок, но отрывок по одному из самых известных в театральном мире произведений. Были трудности в постижении языка Островского. Нам нужно было поймать характерную манеру говора, который был у героев пьесы. Это был серьёзный барьер, но под началом Александра у нас всё получилось. Я очень рад участию в этом интересном проекте, – поделился актер.

Статьи из «Театры»

Комедия с ноткой грусти

13
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

12
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

146
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

13
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

13
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

37
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

24
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...

Подарили детям сказку

19
В репертуаре Даргинского театра есть интересные постановки не только для взрослых, но и для...

Легенда комедийного жанра

27
Театр дарит зрителям самые разные эмоции: может погрузить в меланхолию, заставить бояться,...

Смеха ради

96
Когда на сцене театра создается новая постановка в таком жанре, как фарс, режиссёр и артисты...