Эксперимент удался!
Нехватка профессиональных режиссеров – с этой проблемой сталкиваются как в небольших городах, так и в крупных театральных столицах. Режиссер, способный поставить спектакль, который, что называется, «выстрелит» – единица уникальная и оттого весьма ценная. Дагестанским театрам тоже знакома проблема дефицита таких профессионалов. Попыткой в какой-то степени решить эту проблему и привлечь в нашу республику молодые кадры стала прошедшая в нашей республике «Лаборатория режиссеров».
По инициативе Министерства культуры РД Русский драматический театр организовал приезд в Махачкалу пяти студентов ГИТИСа, обучающихся на курсе народного артиста России, создателя и художественного руководителя московского театра «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза. Александру Гостюхину, Дмитрию Зенкову, Антону Шефатову, Марии Федосовой, Татьяне Родиной в течение пяти рабочих дней предстояло поставить на сценах дагестанских театров отрывки по различным драматическим произведениям. Всем была предоставлена свобода выбора. Работали молодые студенты-режиссеры с творческими командами Русского, Кумыкского, Аварского, Лакского, Лезгинского, Табасаранского и Азербайджанского театров. Итогом творческого эксперимента стали эскизы отрывков спектаклей, показанные в итоговый день режиссерской лаборатории на сцене малого зала Русского театра.
Жюри лаборатории – художественный совет Русского театра, а также режиссеры других театров республики – подводя итоги, подробно остановились на каждой работе, отметили плюсы и минусы во всех представленных эскизах. Кроме того, работы оценивал и руководитель курса Иосиф Райхельгауз.
Победителем «Лаборатории» стала Мария Федосова, которая представила с артистами Русского театра эскиз по пьесе Александра Островского «Бешеные деньги». Высокой оценки зрителей итогового показа, всех членов жюри удостоилась и работа Татьяны Родиной. Она с артистами Лакского театра представила эскиз по пьесе Э. Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». Обе творческие работы взяты на заметку театрами, и, возможно, в скором будущем талантливые девушки представят на суд дагестанскому зрителю полномасштабные спектакли.
Для руководителя курса Иосифа Райхельгауза такой результат – большая радость.
– Бесконечная благодарность всем, кто приложил руку по осуществлению этого замечательного проекта. Здесь была такая замечательная атмосфера – и творческая, и человеческая, а как радовала нас погода! Я увидел, что мои студенты совершенно разноуровневые, увидел их слабые и сильные стороны. Но я рад, что у них была возможность попробовать свои силы на профессиональной сцене. Будет здорово, если что-то из представленных эскизов используют для создания спектаклей на базе дагестанских театров. Мы в свою очередь готовы откликнуться и помочь всем, чем можем. С радостью будем приезжать сюда вновь, – отметил Райхельгауз.
– Не у каждого начинающего режиссера есть возможность практиковаться на театральной сцене, поэтому для нас очень ценно, что мы дали талантливым студентам шанс реализовать себя, – говорит организатор проекта, директор Русского театра Тимур Магомедов. – С другой стороны, этот конкурс стал хорошей возможностью и для дагестанских театров заполучить в свои труппы в будущем профессиональных режиссеров и новые постановки. Думаю, что эта работа на перспективу, и если в дальнейшем данный проект вновь будет всецело поддержан Министерством культуры, нам удастся провести еще более насыщенную и интересную программу.
Его коллеги из других театров республики также надеются, что конкурс-лаборатория станет доброй традицией. Тем самым, как отмечают ведущие деятели театрального искусства нашей республики, будет обеспечен приток новаторских идей в работу театров.
Актер и режиссер Лакского театра, народный артист Дагестана Аслан Магомедов:
– Когда я был студентом Тбилисского театрального института, часто бывал в театре им. Ш. Руставели. Помню, был тогда там заведен порядок – через каждые 5 лет происходила смена главных режиссеров. Неспроста, разумеется, это делалось. Таким образом стремились избежать некой заезженности, обеспечивали приток свежей крови, если так можно выразиться. Вот этого самого притока не хватает нам в наших театрах сегодня. Местные актеры прикипают к местным режиссерам, варятся в своем соку. А этого хотелось бы избежать. Когда идет смена режиссерских подходов, методов, школ, у актера мозг и даже мышцы тела начинают работать по-иному. Я думаю, что проект, который очень успешно, на мой взгляд, реализовал наш коллега Тимур Магомедов, стал бы хорошей отправной точкой для того, чтобы в будущем молодые и талантливые режиссеры сотрудничали и ставили свои спектакли с дагестанскими театральными коллективами.
Что касается представленных на итоговом смотре работ, меня порадовало, что студенты-режиссеры тонко прочувствовали актеров. Сразу видно, как много вложено талантливым мастером в них. Они могли бы сослаться на то, что были ограничены во времени. Однако никаких послаблений себе не делали, и результат мы все увидели. С нашим коллективом очень достойную постановку осуществила Татьяна Родина. Нам понравилось, как слаженно работала творческая команда и какое в итоге было представлено яркое и колоритное действо. В будущем мы намерены продолжить сотрудничество с Татьяной, – рассказал Магомедов нашему изданию.
Хорошую оценку смелому экспериментальному проекту дали и сами актеры, творившие под началом молодых режиссеров.
Так, актер Аварского театра Ибрагим Муртазалиев предстал на сцене в образе Тихона Кабанова, сына Кабанихи в известной драме Александра Островского «Гроза». Режиссером выступил Александр Гостюхин.
– У нас получилась очень интересная и увлекательная работа. Перед нами стояла непростая задача: в течение пяти дней поставить пусть и отрывок, но отрывок по одному из самых известных в театральном мире произведений. Были трудности в постижении языка Островского. Нам нужно было поймать характерную манеру говора, который был у героев пьесы. Это был серьёзный барьер, но под началом Александра у нас всё получилось. Я очень рад участию в этом интересном проекте, – поделился актер.