X
09:44 19.07.2024

Энергия родных гор

Художественный мир разнообразен. Он отражает природу мироощущения, познания сути человеческой, эпоху сквозь призму обычного человека, воспринимающего драматизм тех или иных событий с точки зрения философии этноса, малой родины. Это все то, что впитывается с молоком матери, что познается от роду, складываясь в биографическую мозаику, довлеющую над судьбой, прошлым, будущим, настоящим.

Одна, но пламенная страсть

Октай Алирзаев, известный живописец, график, в этом смысле вполне дагестанский «продукт». Живет в Питере, преподает в колледже культуры и искусства, но душой и сердцем – в родных горах Дагестана. Оценивая его художественное мастерство, ощущаешь глубинную природу явлений творчества, дающих повод судить о необыкновенной «дагестанскости», которую невозможно спутать ни с какой другой манерой написания картин.

А он и не отказывается от родовых признаков характера, мышления, образа жизни родных ахтынцев, воспринимая всё как счастливую наследственность, позволившую ему обрести внутреннюю гармонию, желание творить и передавать мастерство уже своим ученикам.

Художник вспоминает детство, растворяясь в котором, он ощущал желание дотянуться до неба, волшебной гряды ледниковых вершин таинственных гор. Тогда он и сам не понимал, что из всего этого складываются неосознанные мечты, желание выразить себя, пробуя выразить свои настроения сначала на бумаге, а позже на холсте. В открывшуюся тогда в районном центре Ахтынскую детскую художественную школу его привели родители – мама, преподаватель математики и физики, и отец, сотрудник МВД. Учился он у художника Джавида Алиева, для которого не существовало неталантливых детей, каждый из них был индивидуальностью, считал педагог.

Мастер научил осязать природу вещей, сам мир, изображая его таким, каким ты воспринимаешь. Потом была учеба на отделении живописи, служба в армии. Вернулся с твердым намерением поступать в альма-матер плеяды известных дагестанских художников – Академический Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, выбрал графический факультет и попал в мастерскую станковой графики профессора Ветрогонского.

– Это было не просто высокое искусство, но осмысление себя в новом качестве – выражать себя свободно, сохраняя равновесие смысла с пластикой образа, – говорит Октай.

Он пропускает через себя всё, с чем сталкивается. И стремится ощущать обратную связь между своим собственным мироощущением и мироощущением того, до кого он пытается донести мятежность нового времени.

Не вымысел, но истина

Работы художника Алирзаева – ненавязчивые, спокойные по содержанию. Это сюжеты о малой родине, о земляках. Их быт простой, а сакли, может, и отличаются от прежних жилищ, но сохраняют тот же уклад жизни, ту неторопливую мудрость ежедневных будней, с которых начинается день. Люди здесь живут не эмоциями, а размышлениями, горской сметкой, не позволяющей торопиться. Здесь неизменными остаются простые человеческие отношения, куначество, устои и обычаи. Все то, что держит человека на земле, рождающей героев, готовых постоять за родину, как это было всегда. Это часть воспитания, получаемого дагестанцами сызмальства.

Пейзажи, портреты, натюрморты… Картинная галерея художника наполнена как видами родного села, так и пленэрными работами по Дагестану, каждая из которых несет в себе идентичность многочисленных народов, населяющих как низменность, так и ущелья скал, где живут необыкновенные дагестанцы, дома которых упираются в облака.

Он рассказывает, как побывал в самом высокогорном ауле России и Европы Куруше, расположенном на высоте 2560 метров над уровнем моря. И какое это потрясение – ощутить себя вне времени, вне пространства, где проживают удивительные «снежные» люди. Туристы едут сюда, чтобы оказаться в таинственном временном портале, в котором всё иначе, чем там, далеко внизу. Художник признаётся, что питается энергией родных гор, из которых он, кажется, не уезжал, хотя давно прописался в Северной столице.

Масло, акрил, акварель… Он достигает максимальной приближенности к натуре, да такой, что рука так и тянется дотронуться до старого горского дома, обветшавшего, но в котором теплится жизнь. А вот горянка у ворот старинного жилища. У её ног ластится кот. Старинная дуго­образная кладка подчеркивает атмосферу дома, его уникальность.

Мне грустно и легко…

Обращаясь к историческому прошлому, художник запечатлевает развалины древнего села. «Камни предков» – почти святилище, где когда-то кипела жизнь, но со временем всё ушло в небытие. Люди покинули свои жилища, и остались только камни как напоминание о прошлой жизни.

Автор выбирает натуру, которая, может быть, не бросается в глаза, но влечет своей недосказанностью, сдержанностью, заставляя размышлять о предназначенности человека, которому уготовано разделить с могучими горами судьбу – трудную, непростую.

Октай то и дело возвращается в детство, вспоминая, как по утрам ахтынские хозяйки выгоняли скотину, заботливо мели улицу, а кругом цвели знаменитые ахтынские сады.

– Сердце трепещет при воспоминании о родине. Здесь у меня много друзей, близких. По-прежнему тянет в горы, в леса и на море. У этой земли богатая история, у людей – неповторимый нрав. И этим я вдохновляюсь, – говорит он.

В галерее художника немало и исторических персонажей. В будущем Октай планирует отразить на полотне и лезгинский героический эпос «Шарвили».

– Созданный в далеком прошлом, он до сих пор остается любимым произведением устного поэтического творчества моего народа. Это один из самых дорогих памятников нашей истории, который является бесценной жемчужиной духовной культуры Дагестана, – считает художник.

Творческая личность, Октай Алирзаев остается реалистом. И на мнение о том, что фигуративное искусство уходит в тень, а ему на смену пришло так называемое новое искусство западного образца, претендующее на оригинальность, навязываемое российскому обществу, он отвечает, что остается преданным реалистическому искусству, и замечает, что каждое новое течение проистекает из фигуративного.

Произведения художника хранятся в собраниях дагестанских музеев, частных и корпоративных коллекциях России, Финляндии, США, Китая. Алирзаев – участник ежегодных выставок, проходящих как в нашей стране, так и за рубежом. Мастер полон творческих планов, идей и замыслов. И нет сомнения в том, что дагестанцы в скором времени увидят его персональную выставку. Обещаем, вас ждет эксклюзив.

Тэги:
художник,

Похожие

Природа вещей и красок

18
В мастерской художницы на ментальном уровне ощущаешь кровную связь с уголком земли, где...

Великий и неповторимый Евгений Лансере

44
В семье его называли Лансере-второй (первый – это...

Секреты художественного мира

16
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Графини худграфа во всей красе…

48
В стенах Дагестанского государственного педагогического...

Краски нашей Родины

70
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

«Мир внутри меня»

31
Его работы, не претендуя на некую модную идею, привлекают сюжетной простотой, изображением...

Линия плюс форма

20
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Каноны и современность

51
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Визуальные тренды Магомеда Моллакаева

108
Дизайнера, графика, художника-постановщика...

Статьи из «Культура»

Расул Гамзатов – величина неприкосновенная

9
Однажды поэт Кайсын Кулиев сказал о нем: «Одной...

Раздвоенного времени приметы

2
Первые дни осени всё настойчивее напоминают о дне рождения великого Расула Гамзатова –...

Феномен Айсакадиева

3
В величественных залах Государственного музея-усадьбы «Остафьево – Русский Парнас»...

Парень, полюбивший Дагестан

21
В детстве будущий поэт и участник Великой Отечественной войны Алексей Марков (на снимке)...

Вырастить думающую личность

3
Под сводами уютного зала Театра кукол на днях царила особая атмосфера: здесь состоялись...

Щедрость души

8
На днях краеведческому музею Акушинского района – филиалу Дагестанского музея имени А....

Магия творчества

68
Тонкая филигрань по черни, инкрустация, декорирование драгоценными и полудрагоценными...

Новые векторы творческого развития

13
Директор Русского театра им. М. Горького Тимур...

Красная партизанка и белый офицер

5
В 1956 году на экраны страны вышла романтическая...

Образ рождается спонтанно

19
В глобальном контексте современного искусства, где экологичность и осознанное потребление...

Мир на ощупь и на слух

27
В современном мире, мы знаем, давно наметилась тенденция по созданию условий для незрячих и...