Эскиз, костюм, спектакль…
Ее индивидуальный почерк узнают по ярким, стилизованным нарядам, а иметь в своем гардеробе национальный костюм, созданный по эскизам дизайнера, мечтает каждая дагестанская модница. О коллекциях дагестанского модельера, заслуженного художника РД, доцента кафедры декоративно-прикладного искусства худграфа ДГПУ Веры Агошкиной с восхищением отзываются знатоки и любители дизайнерского творчества. Но особого внимания заслуживают созданные Верой Михайловной в последние годы театральные костюмы для крупных постановок дагестанских государственных театров. Они красивые, удобные, раскрывают характер персонажа, задают атмосферу всему спектаклю.
Театр на подиуме
За время работы в Русском театре накоплена внушительная коллекция театральных костюмов. А на юбилейном показе Веры Агошкиной «Театр на подиуме», прошедшем в марте 2017 года, зрители увидели фантастическое дефиле актёров в сценических нарядах. В программу был включен показ одежды из спектаклей Русского, Аварского и Лакского театров.
– С Мавлетом Данияловичем, главным режиссером театра, мы были знакомы задолго до того, как я начала работать здесь. Меня пригласили в Русский театр семь лет назад. Я была польщена, поскольку мечтала об этом, – говорит В. Агошкина.
Коллекция «Остров женщин» рождалась в 2003 году под впечатлением от одноименной поэмы-странствия Р. Гамзатова и была посвящена великому мастеру слова в год его 80-летнего юбилея. Через некоторое время она была передана в фонды Национального музея РД им. А. Тахо-Годи. В силу разных причин на выставочных площадках коллекция демонстрировалась лишь частично. Сегодня же любой желающий может посмотреть ее полностью в культурно-выставочном центре Национального музея (до 31 августа).
– Наряду с моей коллекцией экспонируются дипломные работы наших выпускников. Для ребят это настоящий карт-бланш, ведь далеко не каждому профессиональному художнику выпадает шанс экспонироваться в музее. Наши ученики – готовые специалисты театра, дизайнеры по созданию фактуры оригинальной ткани, ее не купишь в магазинах, они сами её создают. Такие специалисты должны быть нарасхват, – отмечает модельер.
Штрихи к образу героя
До разработки эскизов художник по костюмам работает с поисково-исследовательским материалом.
– При создании собственной коллекции я даю волю фантазии, тогда как в театре подчиняюсь замыслу режиссера. Моя задача – сделать все идеально, по замыслу автора проекта. К примеру, классика может пройти через какие-то авангардные формы, вчерашний день через призму сегодняшнего. Мне важно знать классику каждого наряда во всех его интерпретациях, дабы через него передать дух определенного времени, эпохи. Должна соответствовать требованиям и цветовая палитра, чтобы она не выбивалась из общей картины. Именно поэтому, когда работаешь над созданием костюма для исторического персонажа, перечитываю литературу, углубляюсь в тему, нахожу маленькие штрихи к образу героя. Хотя я провожу занятия по истории костюма и, казалось бы, знаю эту тему изнутри, но придерживаюсь правила: алмаз гранят, чтобы он засверкал ярче, – вводит в курс дела В. Агошкина.
Только после кропотливой исследовательской работы она рисует, начинается эскизная работа. Чтобы эскиз представить в законченном варианте, образ должен быть прочувствован через карандаш. Режиссер-постановщик и режиссер размышляют о решении, художественном образе, идее спектакля, раскрывая тем самым замысел. Как правило, образ спектакля рождается в их диалоге, но и художник по костюмам может подтолкнуть режиссёра к каким-то неординарным решениям. На художественном совете принимаются эскизы художника-постановщика и художника по костюмам. Затем работа кипит непосредственно в театральных цехах.
Бюджет ограниченный, но…
Художник по костюмам создает образ, поэтому все аксессуары подбирает самостоятельно. Недостаточно одеть актеров в соответствии с режиссерской задумкой, нужно это сделать качественно, вовремя и при любом бюджете. А он в театрах, как известно, ограниченный. Костюм костюму рознь, и поэтому говорить о времени создания одного наряда невозможно. Сроки определяют сложности элементов ручной работы. Платье может расшиваться три, а то и пять месяцев. У спектаклей нет таких сроков – за два месяца надо сшить все!
Чтобы качественно и в срок были сшиты костюмы, Вера Михайловна со студентами иногда помогают театрам. Она убеждена, что театральный костюм – это шедевр, так же, как и подиумный наряд, он должен быть особенным, совершенным.
– Для меня важно не только художественное видение проблемы, изнаночная сторона тоже должна быть идеальной, – говорит она. – С чего начинается моя работа над созданием театральных костюмов? Ознакомившись с пьесой, первое, чем интересуюсь у режиссера, – какое распределение ролей среди актеров.
Как в первый и последний раз
Зритель уже с первого взгляда считывает информацию о сценическом персонаже. Последний может молчать всю сцену, но его антураж, внешний вид говорят о многом.
– В силу физиологических особенностей актеров в дублирующийся костюм могут быть внесены незначительные изменения, но нельзя забывать о целостности костюма. Я отхожу от фактуры актера, его телосложения, дабы скрыть недостатки, а достоинства показать через конструкцию костюма, цвет и ткань. Кроме того, он должен быть комфортным и не подвести в самый разгар спектакля. Всякий раз, приступая к новому проекту, делаю свою работу как в первый и последний раз. Не помню ни количества созданных костюмов, ни самих спектаклей, но каждый наряд для меня особенный, – признается Вера Михайловна. – В этом году из запасников вышла постановка «Бременские музыканты» – первый спектакль в Русском театре, над которым я работала.
Костюмы для кино
Ей не доводилось работать над костюмами для кино, но довольно заманчивое предложение поступило в 2002 году. Летом приезжала съемочная группа, планировавшая снимать фильм по роману
Л. Толстого о Хаджи-Мурате, однако возникшие в республике споры приостановили работу над фильмом. Съемочной группой эскизы были отправлены в Москву, а в декабре, незадолго до ухода в мир иной, позвонил и предложил сотрудничество Эмиль Лотяну, молдавский кинорежиссер, известный нам в первую очередь по фильму «Табор уходит в небо».
– Впервые слышала такую интонацию, такой мягкий акцент. Когда собеседник назвал свою фамилию, была, мягко говоря, удивлена. Через неделю он обещал выслать сценарий и контракт, хотел обговорить мои условия. В круговороте событий я забыла об этом разговоре. Ну а позже узнала о его смерти…
Современный зритель разборчив
Не пренебрегать мелочами, делать все без фальши и любить свое дело. Тогда труд будет оценен по достоинству.
– Современный зритель разборчив, видит, где хорошо и где плохо, – считает художник. – Он посещает спектакли не только в Махачкале, выезжает за рубеж. И если раньше театральному зрителю была предоставлена скудная информация о постановках, то сегодня для него доступны десятки каналов и сайтов, посредством которых он узнает о новых постановках или о старых добрых спектаклях.
Чувство стиля, профессионализм и безусловный талант помогли Вере Агошкиной объединить вековые традиции национального костюма народов Дагестана и современность. Этнические мотивы в создании нарядов давно стали неотъемлемой частью ее работы. В каждом элементе узора, линиях, цвете, крое воплощается история дагестанского народа, его быт. Источником вдохновения для нее является наша культура. Художник своим творчеством показывает, что достаточно оглянуться вокруг себя, чтобы ваять уникальное.