X

Этнические мотивы в украшениях

Литьё, ковка, чернение, гравировка…Переливаясь, отсвечивая в обрамлении природных камней, стилизованные этнические украшения вызывают особое настроение. Их можно увидеть как в старинном музейном костюме, так и в трансформациях современного модельного мира, в аксессуарах театральных постановок: они придают авторским работам необыкновенное своеобразие, индивидуальность, творческую импровизацию.

Мысль, воплощенная в…

И если попытаться разобраться в секрете орнаментальной семантики коллекций мастера Арслана Айсакадиева (на снимке), прошедшего известные ювелирные школы, то приходишь к мысли, что это бренд. Но, оставаясь представителем дагестанского прикладного искусства, он не пытается следовать привычным традиционным канонам. Каждая его композиция – это обращение внутрь себя, в психологию мира горцев, и это явственно ощущается в эклектике рукотворных мыслей мастера, изысканных переплетениях ажурных уникальных техник, уносящих воображение в другие миры. В них – необыкновенный простор, особая энергетика творчества художника.

Арслана Айсакадиева можно причислить к творческим личностям, устроенным по особому образцу, для которых не существует рамочного ограничения самого искусства. Он многолик. Так изначально складывалась его биография, в которой он многое успел, став своеобразным культурным дагестанским кодом, привнося уже новые элементы творческого восприятия в мысль воплощенную. И замечает, что признание для него – не самоцель. А ведь работы Айсакадиева хранятся в частных коллекциях, собраниях модных топ-модельеров, известных в России, Великобритании, США, Германии. Он начисто лишен того, что называется самолюбованием. Может быть, поэтому его персональная выставка в музее-заповеднике – этнографическом комплексе «Дагестанский аул» и стала первой.

Художник восполняет свое творчество тем, что ему интересно, что притягивает внимание созерцательностью многомерного искусства, в основе которого планетарные культуры, остающиеся бесценной сокровищницей человечества с присущей им символикой, солярными знаками, суть которых дано познать избранным. В этом смысле дагестанское искусство на ментальном уровне улавливает суть вселенских загадок и потому во многом остаётся неразгаданным. И помещенные за выставочным стеклом рукотворные образцы прямо-таки притягивают магнетической силой, заставляя вглядываться в отраженный в пиктографической последовательности мыслительный процесс мастера. Он сам родом из знаменитой Мамедкалинской школы искусств, где его учили не рисовать, а размышлять, стараясь выразить на листе бумаги окружающую природу, людей, мысли и чувства, что избавляло от навязывания стереотипов типа «сначала нарисуй это, а потом вот это». Здесь же осваивал ювелирное дело.

– Семья жила в Мамедкале, – рассказывает Арслан Айсакадиев. – А вообще-то я родом из Харбука. И это о многом говорит. Мне едва исполнилось десять, а я уже знал, что такое металлообработка, чеканил, пробовал заниматься изготовлением знаменитых харбукских клинков, приезжая в знаменитое село, где жили мои предки. Дед занимался кузнечным и ювелирным делом. Отец мастерски работал по дереву, мама и бабушка ткали килимы и ковры, создавая авторскую орнаментику.

С такой наследственностью я не мог увлечься чем-то иным. Дядя по материнской линии после окончания худучилища им. Джемала, Строгановского училища работал реставратором в музеях Кремля, восстанавливал дворцовые интерьеры, старинные иконы. Звал в Москву и меня, желая приобщить к реставрации исторических ценностей. И так или иначе повлиял на творческое мышление, введя меня в круг творческой элиты.

Код доступа

К этому времени упорный в своих исканиях он, еще обучаясь в ДХУ им. Джемала, уже участвовал в московских студенческих выставках. И, обозревая московское художественное поле, решил для себя, что Строгановка подождет, окунулся в творческую работу в модельном бизнесе. На него сразу обратили внимание творческие тусовщики, вытаскивавшие на свет божий талантливую молодежь. И он, что называется, попал в точку, почувствовав, что креативная среда модельного бизнеса – это то, что надо. Общение с творческой средой актеров, художников, дизайнеров моды по-настоящему увлекло его.

– Понимаете, – говорит он, – Москва стала своеобразной волшебной шкатулкой с секретом, сумев ее открыть, ты получаешь код доступа, начинаешь иначе мыслить. Коловращение идей и мыслей в столице может в одну секунду оторвать тебя от того, чем ты занимался, и превратить в нечто такое, о чём и не помышлял, приобретая совершенно новые качества, соображая: а мне во как тут интересно. И ты маневрируешь в нужном тебе направлении, получаешь очередной творческий заряд.

Художник признаётся, что сегодня теми же цифровыми технологиями в художественном мире никого не удивишь. И чем раньше ты начнешь «моделировать» свое творчество, тем быстрее окажешься в инновационной художественной среде, рождая новые способы создания и распространения современного искусства, получая доступ к совершенно новым группам аудиторий. И дело не только в том, что ты можешь прославиться в культурном, художественном пространстве, главное, что ты обогащаешь свое сознание интересными мыслями и идеями.

Интересуюсь, где комфортнее чувствует себя мастер. Он задумывается и говорит, что творческому человеку необходимо периодически менять географию, наполняя авторское мировоззрение экзотикой другого мира. В свое время его авторские ювелирные трансформации вылились в совместную работу со знаменитыми московскими топ-стилистами, дизайнерами-модельерами. Сотворчество с известным дизайнером Максимом Вознесенским позволило использовать новые техники, приобщаясь к мировым брендам дизайнерского искусства. Так он, растворяясь в сфере моды, создавал этнические изделия в стиле модерн.

Это было то новое творчество, что послужило продвижением в сфере этнического аксессуарного искусства, придававшего неповторимость моделям современных эксклюзивных трендов. Среди престижных презентаций мастера можно отметить его участие в показе коллекций в Лондоне в Королевском дворце в благотворительной акции, посвященной детям, больным лейкемией. А позже его работы были представлены в качестве аксессуаров для моделей в жеребьевке на чемпионате мира по футболу в Кремле.

В Москве он участвовал в тридцати ювелирных выставках, в Неделе высокой моды, работал с известными модельерами Марией Овсянниковой, топ-стилистом Дмитрием Винокуром. Помимо этого, создавал аксессуары для театральных постановок. Он продолжает работать с кругом известных российских модельеров. И признаётся, что многое, с чем ему пришлось столкнуться в творческих исканиях, придало импульс, дав возможность мыслить новаторски.

Попав под обаяние этнической культуры, он увлекся таинственным, сочным, многоцветным искусством Африки, ацтеков и майя. Так в его коллекции появилась Восточная серия с мотивами культуры Индии. И это не желание попасть в модную струю, а осмысленное конструирование своего видения невероятной экзотики, цветовой, человеческой, эмоционально яркой.

Симбиоз настоящего и будущего

Мастер остаётся сыном своей малой родины, где уникальная своеобразная природа, где море сменяют скалы, а лиановые леса рождают в голове мысль «да где это я». Может быть, поэтому переосмысление искусства, желание создать некий симбиоз настоящего и будущего не оставляет его покое. И в этом случае владение всевозможными, в том числе ювелирными техниками позволяет ему по-иному, творчески осмысливать форму, материалы, используя в декоре дагестанскую ювелирную классику, интерпретируя её в произведения искусства, востребованные беспокойным веком. Смешение искусств рождает мысли, что в этом таится желание проецировать авторское искусство, отталкиваясь от которого осознаешь, что человек, где бы он ни был, индивидуален, ему свойственны простые эмоции – горе, радость, красота.

Художник, ювелир, реставратор Арслан Айсакадиев сегодня работает в художественных мастерских при СХ РД, реставратором по драгметаллу в этнографическом музее «Дагестанский аул». А еще проводит бесценные мастер-классы для нового поколения, приобщая молодую поросль к творчеству, овладев которым она обязательно вырвется в бесконечное пространство.

Статьи из «Народные промыслы»

Чтобы нить времён не прерывалась

40
В каждом селе Дагестана есть свой способ вышивания, свой...

С «алмасовским» звучанием

158
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...

Чухта исполняет просьбу

188
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....

Многообразие дагестанского дома

40
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...