Этническое искусство Гулеймат
Творчество для нее нечто большее, чем традиционное представление об искусстве. Многоликое, оно вбирает в себя все, что ее окружает: необыкновенная природа, горы, леса… А еще коллеги – талантливые, самодостаточные. И ученики, дарящие, по ее признанию, восприятие современного мира, обретающего новые краски, эмоциональную тональность.
Профессиональный художник, преподаватель худграфа, кандидат педагогических наук Гулеймат Курбанадамова (на снимке) вовсе не зациклена на образе педагога-наставника. И все, что она делает, кажется непринужденным, легким. Вместе с подопечными достигает результата тщательной работой прежде всего над собой. Тогда и ученики уверены в том, что самостоятельно мыслят, а учитель всего лишь корректирует мыслительный процесс. Гулеймат замечает, что в этом и кроется секрет совместной творческой мастерской, в которой нет неталантливых, но есть индивидуальности.
Папа Амирхангаджи Курбанадамов был художником. Скорее всего, гены и потянули, говорит она. А вот три сестры Гулеймат выбрали «мыслительные предметы» – педагогику, филологию, историю.
«Мама же по профессии экономист, всю жизнь проработала на «Дагдизеле», – рассказывает собеседница. – И вместе с отцом прививала нам прекрасное. Они вообще были из одного теста. И вот так с малых лет вместе с родителями мы ходили на выставки, они учили нас художественному вкусу, который пригодился каждой. Так что изначально я была настроена на то, чтобы овладеть мастерством изображать предметы и людей».
Художественное училище им. Джемала, худграф ДГПУ… Г. Курбанадамова работает на кафедре рисунка, расширяя познавательное поле, размышляя, оценивая время как художественную субстанцию, вырабатывая для себя, своих учеников творческую ипостась в дагестанском искусстве.
«Это высокая планка, к которой надо стремиться, – рассуждает она. – То исконное, от чего отталкиваются большие мастера, совершенствующие каноны своим видением, авторским почерком, художественной манерой. Этническое искусство – это многослойный пласт горской школы: изобразительной, художественной, сохраняющей пластику, выразительность, архитектуру. Так создается стройная система артефактов, что с течением времени органично питают творческое многообразие многонационального края, славящегося необыкновенно талантливыми мастерами. Так создаются прекрасные рукотворные изделия, навеянные древними сюжетами, исходящими от заповедной земли».
В галерее художницы графические работы, работы маслом, в смешанной технике. Она экспериментирует с цветом, стараясь добиваться сдержанными полутонами не выигрышного решения, а естественного, такого, как в жизни. Достигает необыкновенной достоверности, скрупулезности в мелочах, что особенно привлекает глаз, дотошно рассматривающий мельчайшие детали, обогащающие сюжет живой эклектикой.
Своеобразие художника выражается на холсте, картоне, или современных, так называемых мягких материалах, позволяющих разнообразить цветовую гамму, что придает авторским композициям особое «звучание». Гулеймат не использует конъюнктуру популярного этнического стиля, а воспринимает его как органичную среду, в которой она пребывает. Говорит об этом так: «Все, что характеризует дагестанцев, это то, что их окружает – море, необыкновенная природа, рождающая сильных и мужественных, добрых и бескорыстных, благородных людей. Это современные дагестанцы, носители горских устоев, традиций и обычаев. И все это – сюжетная основа для самых разнообразных композиций, в которых каждый художник – бог и царь».
В ней самой – искренней и открытой, доброжелательной, готовой встать рядом, когда трудно, сосредоточены характерные для горцев коммуникации. Это то, что так поражает туристов, открывающих для себя Дагестан, традиционный и новый, в котором комфортно каждому, кто оказался здесь и в качестве гостя.
По мнению художницы, дагестанская романтика проникнута смыслом жизни людей, живущих как на равнине, так и высоко в горах, выработавших особую философскую психологию – жить по законам предков, не терять достоинства и чести ни при каких обстоятельствах. Может быть, поэтому в работах Гулеймат угадывается ментальность народов, живущих общинным образом жизни. А ее горянка по-прежнему остается образом жены и матери, качающей колыбель перед очагом, ткущей ковер, совершающей, как и её предки, древние обряды. Она повторяет про себя молитву матери, бабушки, передавших таинство поклонения высшей силе, оберегающей землю.
С каждым разом ее работы дополняются новыми образами, поражая воображение зрителя уникальными предметами быта, окружающими их. И это не музейный антиквариат, а то, из чего пьют и едят современные горцы. В портретной же графической галерее или написанной маслом, акварелью преобладают образы-символы, в которых каждый может увидеть то, что отражает время, его переменчивость, сиюминутность и одновременную патриархальность. Они живые, и невольно возникает желание прикоснуться, чтобы осязать человека, который, кажется, движется, в нем ощущается энергетика.
В этом суть художественного мастерства, к которому надо стремиться, уверена Гулеймат, одушевляя сюжеты, воспринимая в динамике свои авторские композиции. Ее урбанистические мотивы при ближайшем рассмотрении вдруг обретают очертания горской сакли, крыша которой служит продолжением многоэтажной архитектуры. Приближенные и отдаленные, они словно светящиеся маячки вертикальных горских башен, обозревающих окрест.
Она стремится увидеть в обыденном необыкновенное и передать настроение своих работ зрителю. Но не навязывая его яркими мазками, а привлекая теплой цветовой гаммой, демонстрируя необыкновенный принт – разный, но естественный. Художественная эволюция притягивает ее внимание, отражая социальный, этический, мировоззренческий срез.
Художнице интересно фиксировать настроение толпы, всех и каждого в отдельности. Она не зацикливается на определенной тематике, стараясь разнообразить творчество различными художественными приемами, не оглядываясь на общепринятые правила. Создает свой мир, не усложняя, но и не упрощая его, давая возможность зрителю размышлять и думать, созерцать и решать для себя, что важно, а что второстепенно. И на что обращать внимание, обогащая себя непреходящими ценностями, возвышая, совершенствуя природу человеческую, без которой он нищает.
Художественное воплощение образов для нее – своеобразный экзамен перед зрителем, до которого она пытается достучаться. Иначе какой смысл работать? Гулеймат осмысливает искусство как возможность воспитывать молодое поколение, для которого художественное творчество должно заключаться не только в возможности профессионально овладевать изобразительным мастерством, но и в познании смысла свода истин, позволяющих развивать мышление.
Творчество Гулеймат Курбанадамовой востребовано. Ее работы можно встретить в пользующихся спросом модных художественных галереях, дагестанских музеях. Она дипломант и победитель многих всероссийских, республиканских выставок. Например, на прошедшем недавно Международном конкурсе классической живописи она заняла первое место, в другом – Российский арт-объект – Курбанадамова удостоена первой премии всероссийского конкурса «Мужчина и женщина».
Остается только пожелать дагестанской художнице творческого вдохновения, новых поисков в искусстве.