Этнография Дагестана в надёжных руках
Почему-то в сознании многих людей эти специалисты ассоциируются с изучением аборигенов или древних народов. В действительности же они исследуют жизнь этнических сообществ независимо от их географического пребывания или исторической эпохи.
Накануне профессионального праздника этнографов и представителей различных этнографических школ, отмечаемого в стране 17 июля, корреспондент «ДП» беседовала с доктором исторических наук, заведующим отделом этнографии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук Магомедханом Магомедхановым (на снимке).
Тернистый, но интересный
К изучению материальной и духовной культуры народов, а также последовательности их развития от зарождения до современности этнографы приходят разными путями. Путь в эту науку у Магомедхана Магомедовича был тернистым, но довольно интересным.
– В 1970 году я окончил фельдшерское отделение Дагестанского медицинского училища и в том же году был призван на службу в армии, – рассказывает ученый. – После демобилизации в 1972-м собирался поступить в Дагестанский медицинский институт, но в силу разных причин оказался на филфаке Дагестанского педагогического института с ускоренной (4-летней) программой обучения.
С 1980 по 1983 гг. Магомедханов под научным руководством академика Ю.В. Бромлея обучался в аспирантуре Института этнографии и антропологии АН СССР, и там же в 1985 г. им была защищена кандидатская диссертация «Современные этнические процессы в городах Дагестана».
В 2012 году в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера, г. Санкт-Петербург) он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Дагестанцы: этноязыковое многообразие и культурная идентичность».
Исследования М. Магомедханова посвящены сложным проблемам этнических и этноязыковых процессов в Дагестане, вопросам самосознания, языковой и культурной идентичности дагестанцев. Он автор около 200 научных статей, часть из которых опубликована в зарубежных научных изданиях, а также семи монографий.
Большое внимание М. Магомедханов уделяет формированию позитивного имиджа Дагестана за рубежом своим участием в престижных международных научных форумах в качестве научного консультанта документальных фильмов телекомпаний BBC «Living Islam» (1985) и Discovery «Atlas Russia» (2008), а также репортажами в зарубежных СМИ. Он вел научно-исследовательскую работу в колледже Св. Антония Оксфордского университета (1992), Школе государственного управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета (1995), Национальной Академии Франции (2005). Участвовал в международных научных форумах, состоявшихся в разные годы в Великобритании, Франции, Германии, Венгрии, Турции, Нидерландах, Южной Корее, Катаре, США и других странах.
Свободное владение английским, арабским, турецким языками позволяет ему поддерживать связи с зарубежными коллегами, активно участвовать в научной жизни этнографического сообщества.
М. Магомедханов является заслуженным деятелем науки Республики Дагестан.
Атмосфера культа знаний
Кто сколько-нибудь знаком с традиционной системой образования Дагестана, знает, что село Арчиб – это родина трех шейхов: Магомед-Амина (Казакилов), Харда-хаджи, Маммадибира, и в этом селе в разные годы учились шейхи Абдурахман-хаджи Аль-Сугури, Шуайб Аль-Багини, Сайфула-Кади Башларов, многие видные дагестанские алимы. Здесь, как и повсеместно в Дагестане, царила атмосфера культа знаний.
– Понятно, что мои родные, особенно дядя Гамзат Джаватханов (кардиолог, народный врач Дагестана), хотели дать мне, старшему из трех братьев и пяти сестер, лучшее образование, – отмечает ученый.
И в 1974 году он поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета. К слову сказать, с советского времени и до наших дней базовое вузовское (кафедра этнографии и антропологии Ленинградского университета) и академическое (аспирантура Института этнографии АН СССР) этнографическое образование получили всего два дагестанца, и первым был Магомед-Расул Ибрагимов.
– Да, первым действительно был мой незабвенный друг, известный в кругу этнологов, антропологов, демографов России и мира ученый-кавказовед Магомед-Расул Абдулаевич. Нам преподавали автор пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилев, тюрколог, фольклорист и этнограф Н.А. Баскаков, первый заведующий кафедрой этнографии и антропологии ЛГУ, профессор Р.Ф. Итс, этнограф-кавказовед, профессор А.В. Гадло и другие. В годы учебы я ощущал родственную опеку и заботу выдающегося кавказоведа, истинного казака и кавказца по духу Л.И. Лаврова, доктора искусствоведения, доцента кафедры истории искусств исторического факультета ЛГУ Т.П. Знамеровской и многих других, – говорит он.
История и идентичность
Как председатель Общественного совета при Министерстве по национальной политике РД М. Магомедханов принимает активное участие в общественно-политической жизни республики, составляет аналитические материалы и дает рекомендации по использованию этнографических знаний в целях гармонизации межэтнических отношений. Магомедхан Магомедович – научный эксперт по народным художественным промыслам, сотрудничает с Госкомитетом Республики Дагестан по художественным промыслам и Министерством культуры РД, являлся одним из руководителей дагестанской экспозиции на зимних Олимпийских играх 2014 г. в Сочи.
Под его руководством отделом этнографии Института ИАЭ ДФИЦ РАН разрабатываются новые темы и направления этнографии Дагестана, готовится к изданию комплексное фундаментальное многотомное ис-
следование «Этнография Дагестана». А в ближайшее время в Лондоне, в издательстве Routledge, выходит в свет книга Магомедхана Магомедханова и Роберта Ченсинера (ученый-исследователь колледжа Св. Антония Оксфордского университета) Dagestan: history, ethnography, identity («Дагестан: история, этнография, идентичность»).