X
10:01 18.01.2023

Этнокультура всегда в цене

Выпуск - 2023 № 10

В современных условиях в общественном сознании, особенно среди молодежи, приоритетную позицию заняли ценности прагматической направленности, а духовно-нравственную сферу охватил глубочайший кризис, проявляющийся в росте преступности, наркомании, нравственной распущенности и т. д., вследствие чего возникает необходимость корректировки менталитета, ценностных ориентаций, поведения и образа жизни личности в гуманистическом направлении.

Для дагестанского общества данная проблема приобретает особую актуальность в связи с тем, что более 60 % населения составляют граждане до 30 лет, социально-личностное становление которых происходит в разноплановости влияния на их сознание массовой и этнической культуры, светского образования и религиозной среды, что значительно затрудняет процесс вхождения в мир социума, а современные социальные отношения ставят их в ситуацию мировоззренческого выбора между нравственным и безнравственным поведением, стремлением получить максимальную свободу и нежеланием брать на себя ответственность, религиозным и научным миропониманием и т. д.

В этих условиях особенно остро ощущается потребность в выявлении, систематизации и рациональном применении ценностей этнокультуры и более всего этнопедагогики для формирования объективно востребованных социумом духовно-нравственных взглядов, убеждений и идеалов. Отсюда очевидна чрезвычайная необходимость обращения к народной педагогической культуре для формирования мировоззрения молодого человека, потому как именно в народной педагогике нашли отражение веками социально апробированные педагогические идеи, средства, формы, методы, приемы, а также ключевые требования к воспитанию подрастающего поколения.

Глубокое осмысление и осознание историко-педагогического опыта народов позволят человеку эффективно использовать народные прогрессивные мировоззренческие идеи при формировании общественно значимых взглядов, убеждений и идеалов личности, что в значительной мере способствует преемственности поколений и духовно-нравственному возрождению многонационального российского и дагестанского поликультурного общества.

Следует отметить, что народный опыт воспитания личности, содержащийся в традициях и обычаях, в укладе семейного и общественного быта, в произведениях дагестанского многожанрового фольклора, в словесных средствах воспитания, в детских играх, национальных танцах и т. д., нашел отражение во многих научных публикациях, где на ярких примерах народной культуры убедительно раскрываются возможности средств, форм и методов в идейно-нравственном, трудовом, эстетическом, умственном и физическом воспитании юных поколений.

Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов, убеждений и идеалов, сложившихся у человека под влиянием образования и более всего воспринятого и осмысленного им социального опыта, что подтверждают выработанные и социально одобряемые в дагестанском обществе устойчивые взгляды и убеждения человека, выраженные в поговорках: «Если лишившийся отца раз сирота, то потерявший мать семь раз сирота» (лезг., дарг., таб.), «Кто родителей почитает, тот вовек не умирает» (лезг.), «Дерево держится корнями, а человек родными» (дарг.), «Сосед соседу опора», «В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть» (общедаг.), «Человек без родины что соловей без песни» (общедаг.).

Сегодня многие учащиеся и студенты имеют смутное представление о социальных требованиях к взглядам, убеждениям, идеалам индивида, семьи, рода и народа, у молодых людей отсутствуют четкие представления о социально одобряемых или осуждаемых у народов Дагестана мировоззренческих взглядах, убеждениях и идеалах, ощущается слабое знание прогрессивных обычаев и традиций своего народа, отсутствие стремления и достаточного интереса к родному языку, к культуре своего и других народов.

В целях выявления причин такого положения нами проведен анализ общеобразовательных учебных программ и учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ для 10–11 классов. Оказалось, что в содержании предметов обществоведческого, литературоведческого, языковедческого, да и других циклов отсутствуют прогрессивные народные идеи духовно-нравственного воспитания учащихся и недостаточно раскрыта в них взаимосвязь с ценностями общечеловеческой морали. Все это говорит о необходимости пересмотра содержания общеобразовательных предметов в целях внесения в учебные программы и учебники этнопедагогического материала, позволяющего улучшить процесс формирования у учащихся гуманистического мировоззрения. В содержание мировоззренческой подготовки учащихся следует включить этнопедагогический материал гуманистической направленности, включающий кодекс нравственности «намус», традиции (взаимопомощи и взаимопонимания), религиозные традиции воспитания, словесные средства воспитания (пословицы и поговорки, загадки).

Формами оптимизации мировоззрения могут быть встречи с мастерами народного слова, пожилыми людьми, ветеранами войны и труда, воинами, поисково-исследовательская и краеведческая работа, участие в трудовой и общественно-политической деятельности, экскурсии на предприятия, в музеи, литературно-художественные вечера этнокультурной направленности.

Включение в содержание общеобразовательных программ и учебников этнопедагогического материала будет способствовать оптимальному развитию у учащихся мировоззренческих качеств, толерантности, патриотизма, интернационализма, гуманизма, присущих настоящему гражданину страны и республики.

Статьи из «Культура»

Мир на ощупь и на слух

15
В современном мире, мы знаем, давно наметилась тенденция по созданию условий для незрячих и...

Актер, «сгоревший» от любви

9
В 1985 году неожиданно ушел из жизни талантливый индийский актер Санджив Кумар. Он снялся в...

Под флагом Родины

5
В День Государственного флага России вся страна объединилась в едином патриотическом...

Природа вещей и красок

12
В мастерской художницы на ментальном уровне ощущаешь кровную связь с уголком земли, где...

Великий и неповторимый Евгений Лансере

31
В семье его называли Лансере-второй (первый – это...

Три условия успешного спектакля

14
Уже несколько лет хожу на детские спектакли Русского...

Родимая земля – вся жизнь моя

67
Родная земля. Как воспеть тебя? Как рассказать о безмерной...

Дагерротип для «себяшек»

12
Одна из вещей, без которых ни один современный человек не может представить свою жизнь, – это...

В основе сюжета – реальная история

15
В начале 1975 года молодой режиссер Александр Косарев...

Какого цвета Дагестан?

70
Если вы никогда не были в Китае, то знайте – он зелёный. А ещё просторный, холмистый и...

Позолоченный русский мир

93
Серебро, позолота, эмаль… Кружево витиеватых линий, переплетаясь, образует узоры...

Неподражаемая Дженнет Далгат

43
Дженнет Далгат – первая женщина-горянка, получившая высшее музыкальное образование за...