X
10:01 18.01.2023

Этнокультура всегда в цене

Шайдабег Мирзоев, отличник народного просвещения РФ, профессор ДГПУ
Выпуск - 2023 № 10
50

В современных условиях в общественном сознании, особенно среди молодежи, приоритетную позицию заняли ценности прагматической направленности, а духовно-нравственную сферу охватил глубочайший кризис, проявляющийся в росте преступности, наркомании, нравственной распущенности и т. д., вследствие чего возникает необходимость корректировки менталитета, ценностных ориентаций, поведения и образа жизни личности в гуманистическом направлении.

Для дагестанского общества данная проблема приобретает особую актуальность в связи с тем, что более 60 % населения составляют граждане до 30 лет, социально-личностное становление которых происходит в разноплановости влияния на их сознание массовой и этнической культуры, светского образования и религиозной среды, что значительно затрудняет процесс вхождения в мир социума, а современные социальные отношения ставят их в ситуацию мировоззренческого выбора между нравственным и безнравственным поведением, стремлением получить максимальную свободу и нежеланием брать на себя ответственность, религиозным и научным миропониманием и т. д.

В этих условиях особенно остро ощущается потребность в выявлении, систематизации и рациональном применении ценностей этнокультуры и более всего этнопедагогики для формирования объективно востребованных социумом духовно-нравственных взглядов, убеждений и идеалов. Отсюда очевидна чрезвычайная необходимость обращения к народной педагогической культуре для формирования мировоззрения молодого человека, потому как именно в народной педагогике нашли отражение веками социально апробированные педагогические идеи, средства, формы, методы, приемы, а также ключевые требования к воспитанию подрастающего поколения.

Глубокое осмысление и осознание историко-педагогического опыта народов позволят человеку эффективно использовать народные прогрессивные мировоззренческие идеи при формировании общественно значимых взглядов, убеждений и идеалов личности, что в значительной мере способствует преемственности поколений и духовно-нравственному возрождению многонационального российского и дагестанского поликультурного общества.

Следует отметить, что народный опыт воспитания личности, содержащийся в традициях и обычаях, в укладе семейного и общественного быта, в произведениях дагестанского многожанрового фольклора, в словесных средствах воспитания, в детских играх, национальных танцах и т. д., нашел отражение во многих научных публикациях, где на ярких примерах народной культуры убедительно раскрываются возможности средств, форм и методов в идейно-нравственном, трудовом, эстетическом, умственном и физическом воспитании юных поколений.

Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов, убеждений и идеалов, сложившихся у человека под влиянием образования и более всего воспринятого и осмысленного им социального опыта, что подтверждают выработанные и социально одобряемые в дагестанском обществе устойчивые взгляды и убеждения человека, выраженные в поговорках: «Если лишившийся отца раз сирота, то потерявший мать семь раз сирота» (лезг., дарг., таб.), «Кто родителей почитает, тот вовек не умирает» (лезг.), «Дерево держится корнями, а человек родными» (дарг.), «Сосед соседу опора», «В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть» (общедаг.), «Человек без родины что соловей без песни» (общедаг.).

Сегодня многие учащиеся и студенты имеют смутное представление о социальных требованиях к взглядам, убеждениям, идеалам индивида, семьи, рода и народа, у молодых людей отсутствуют четкие представления о социально одобряемых или осуждаемых у народов Дагестана мировоззренческих взглядах, убеждениях и идеалах, ощущается слабое знание прогрессивных обычаев и традиций своего народа, отсутствие стремления и достаточного интереса к родному языку, к культуре своего и других народов.

В целях выявления причин такого положения нами проведен анализ общеобразовательных учебных программ и учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ для 10–11 классов. Оказалось, что в содержании предметов обществоведческого, литературоведческого, языковедческого, да и других циклов отсутствуют прогрессивные народные идеи духовно-нравственного воспитания учащихся и недостаточно раскрыта в них взаимосвязь с ценностями общечеловеческой морали. Все это говорит о необходимости пересмотра содержания общеобразовательных предметов в целях внесения в учебные программы и учебники этнопедагогического материала, позволяющего улучшить процесс формирования у учащихся гуманистического мировоззрения. В содержание мировоззренческой подготовки учащихся следует включить этнопедагогический материал гуманистической направленности, включающий кодекс нравственности «намус», традиции (взаимопомощи и взаимопонимания), религиозные традиции воспитания, словесные средства воспитания (пословицы и поговорки, загадки).

Формами оптимизации мировоззрения могут быть встречи с мастерами народного слова, пожилыми людьми, ветеранами войны и труда, воинами, поисково-исследовательская и краеведческая работа, участие в трудовой и общественно-политической деятельности, экскурсии на предприятия, в музеи, литературно-художественные вечера этнокультурной направленности.

Включение в содержание общеобразовательных программ и учебников этнопедагогического материала будет способствовать оптимальному развитию у учащихся мировоззренческих качеств, толерантности, патриотизма, интернационализма, гуманизма, присущих настоящему гражданину страны и республики.

Статьи из «Культура»

Хиты на все времена

3
Удачные оркестровые метаморфозы песенных мелодий, эмоциональный и жанровый калейдоскоп...

О войне и судьбах

12
Судьбы 80 ветеранов, среди которых Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы,...

История на кончиках пальцев

21
Книжные выставки «Этот День Победы», «Солдат. Война. Победа»… На них представлена...

Великому подвигу посвящается!

97
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Очередная премьера

16
Драматический спектакль «Следы на земле» по одноименной пьесе Умурахил Шапиевой Даргинский...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

33
Музыка всегда сопровождала советских...

Гений танца

19
На его счету множество авторских постановок, основывающихся на фольклоре Дагестана и...

Он живёт балетом

116
На следующей неделе, 29 апреля, профессиональный праздник всех, кто не представляет своей...

Мечтал устроить рай на земле

5
Один из пяти осужденных на смертную казнь декабристов Кондратий Рылеев признавался жене,...

Покорили сердца петербуржцев

15
В Северной столице зазвучали горские мотивы – Дагестанский государственный театр кукол по...

«На два дня вы забудьте про меня…»

45
В марте этого года ушел из жизни талантливый певец и...

Мы пишем летопись Победы!

64
С первых же дней начала спецоперации на Украине журналисты «Дагестанской правды» начали...