Этнокультура всегда в цене
В современных условиях в общественном сознании, особенно среди молодежи, приоритетную позицию заняли ценности прагматической направленности, а духовно-нравственную сферу охватил глубочайший кризис, проявляющийся в росте преступности, наркомании, нравственной распущенности и т. д., вследствие чего возникает необходимость корректировки менталитета, ценностных ориентаций, поведения и образа жизни личности в гуманистическом направлении.
Для дагестанского общества данная проблема приобретает особую актуальность в связи с тем, что более 60 % населения составляют граждане до 30 лет, социально-личностное становление которых происходит в разноплановости влияния на их сознание массовой и этнической культуры, светского образования и религиозной среды, что значительно затрудняет процесс вхождения в мир социума, а современные социальные отношения ставят их в ситуацию мировоззренческого выбора между нравственным и безнравственным поведением, стремлением получить максимальную свободу и нежеланием брать на себя ответственность, религиозным и научным миропониманием и т. д.
В этих условиях особенно остро ощущается потребность в выявлении, систематизации и рациональном применении ценностей этнокультуры и более всего этнопедагогики для формирования объективно востребованных социумом духовно-нравственных взглядов, убеждений и идеалов. Отсюда очевидна чрезвычайная необходимость обращения к народной педагогической культуре для формирования мировоззрения молодого человека, потому как именно в народной педагогике нашли отражение веками социально апробированные педагогические идеи, средства, формы, методы, приемы, а также ключевые требования к воспитанию подрастающего поколения.
Глубокое осмысление и осознание историко-педагогического опыта народов позволят человеку эффективно использовать народные прогрессивные мировоззренческие идеи при формировании общественно значимых взглядов, убеждений и идеалов личности, что в значительной мере способствует преемственности поколений и духовно-нравственному возрождению многонационального российского и дагестанского поликультурного общества.
Следует отметить, что народный опыт воспитания личности, содержащийся в традициях и обычаях, в укладе семейного и общественного быта, в произведениях дагестанского многожанрового фольклора, в словесных средствах воспитания, в детских играх, национальных танцах и т. д., нашел отражение во многих научных публикациях, где на ярких примерах народной культуры убедительно раскрываются возможности средств, форм и методов в идейно-нравственном, трудовом, эстетическом, умственном и физическом воспитании юных поколений.
Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов, убеждений и идеалов, сложившихся у человека под влиянием образования и более всего воспринятого и осмысленного им социального опыта, что подтверждают выработанные и социально одобряемые в дагестанском обществе устойчивые взгляды и убеждения человека, выраженные в поговорках: «Если лишившийся отца раз сирота, то потерявший мать семь раз сирота» (лезг., дарг., таб.), «Кто родителей почитает, тот вовек не умирает» (лезг.), «Дерево держится корнями, а человек родными» (дарг.), «Сосед соседу опора», «В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть» (общедаг.), «Человек без родины что соловей без песни» (общедаг.).
Сегодня многие учащиеся и студенты имеют смутное представление о социальных требованиях к взглядам, убеждениям, идеалам индивида, семьи, рода и народа, у молодых людей отсутствуют четкие представления о социально одобряемых или осуждаемых у народов Дагестана мировоззренческих взглядах, убеждениях и идеалах, ощущается слабое знание прогрессивных обычаев и традиций своего народа, отсутствие стремления и достаточного интереса к родному языку, к культуре своего и других народов.
В целях выявления причин такого положения нами проведен анализ общеобразовательных учебных программ и учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ для 10–11 классов. Оказалось, что в содержании предметов обществоведческого, литературоведческого, языковедческого, да и других циклов отсутствуют прогрессивные народные идеи духовно-нравственного воспитания учащихся и недостаточно раскрыта в них взаимосвязь с ценностями общечеловеческой морали. Все это говорит о необходимости пересмотра содержания общеобразовательных предметов в целях внесения в учебные программы и учебники этнопедагогического материала, позволяющего улучшить процесс формирования у учащихся гуманистического мировоззрения. В содержание мировоззренческой подготовки учащихся следует включить этнопедагогический материал гуманистической направленности, включающий кодекс нравственности «намус», традиции (взаимопомощи и взаимопонимания), религиозные традиции воспитания, словесные средства воспитания (пословицы и поговорки, загадки).
Формами оптимизации мировоззрения могут быть встречи с мастерами народного слова, пожилыми людьми, ветеранами войны и труда, воинами, поисково-исследовательская и краеведческая работа, участие в трудовой и общественно-политической деятельности, экскурсии на предприятия, в музеи, литературно-художественные вечера этнокультурной направленности.
Включение в содержание общеобразовательных программ и учебников этнопедагогического материала будет способствовать оптимальному развитию у учащихся мировоззренческих качеств, толерантности, патриотизма, интернационализма, гуманизма, присущих настоящему гражданину страны и республики.