X
09:32 14.12.2022

Этностиль – наше богатство

Определить по одежде, представительницей какой национальности, села, общества является дагестанская девушка, сегодня едва ли удастся. «Ну что с того?» – скажете вы. А то, что раньше девушку без лишних слов «читали» по её образу и к приглянувшейся отправляли сватов.

Овчинная папаха, туникообразная рубаха, штаны с узкими штанинами на вздержке, бешмет (гужгат), чувяки из сыромятной кожи – в таком одеянии можно было узнать мужчину-аварца. А черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги говорили скорее о состоятельности человека. Образ этот дополнялся поясом с набором серебряных пуговок, подвесок, пластинок и кинжалом, украшенным слоновой костью, позолотой.

В отличие от аварской мужской одежды, перекликающейся с одеждой мужчин других кавказских народов, женская пестрела разнообразием. Специфичной она была для каждого села, образ менялся в связи с переходом из одной возрастной группы в другую.

– Внимание исследователей привлекают многочисленные варианты головного убора. Налобная его часть, сшитая из парчи, шёлка, украшалась галунами, бисером, кольцами, серебряной цепочкой, ажурными бляшками. Нарядная одежда дополнялась кольцами, серьгами, браслетами, поясами и нагрудниками из монет. Зимняя одежда аварских модниц состояла из овчинных шуб, наплечных накидок. Носили они кожаные чувяки с мягкой подошвой, туфли – мачуял, башмаки, вязаные и войлочные сапоги. Сейчас девушки очень редко выходят в свет в национальном одеянии, пожилые люди если и носят шубы, каракулевые папахи, вязаные носки, чохто, то это, как правило, продукты фабричного производства, – рассказывала дагестанским школьникам художник-дизайнер, сотрудник лаборатории национального костюма Дома дружбы ГБУ РД «Президент-комплекс» Фатима Гаджибекова во время открытия выставки «Аварский национальный костюм».

Интересные факты из его истории привела автор книги «Дагестанский костюм», кандидат искусствоведения в области технической эстетики и дизайна Разитта Гаджиханова.

– Женская национальная одежда больше, чем мужская, сохранила самобытность, архаические черты, именно она отражает этнические особенности, нравы и обычаи народов. Этностиль необходимо сохранить – это наше богатство. А при реконструкции обязательно надо повторить все элементы. Ведь в Дагестане практически у каждого села свои характерные особенности в крое, украшении, цветах, отделке, – считает Разитта Гаджиевна.

– Выставка проходит в рамках цикла «Многоцветие народного костюма», это отличная возможность погрузиться в историю Дагестана и через призму национальной одежды обратиться к своим истокам, вернуться к ним, – отмечает начальник управления национальной политики и информационного обеспечения Миннаца РД Магомед Даитбегов, говоря о важности сохранения национальной и культурной идентичности.

По его словам, через экраны телевизоров и гаджетов молодому поколению прививается чуждая культура, далёкая от основополагающих дагестанских принципов.

– Оглянитесь на свою историю, культурную идентичность, нигде в мире вы не найдёте культуру, многообразнее дагестанской. Наблюдая за тем, как на свадьбах молодожёны облачаются в национальные костюмы, понимаешь, что молодежь всё больше тянется к своим истокам. Интерес к практически забытым папахам и другим элементам одежды усилился и с ростом турпотока. Важно изучать историю, этнокультурное многообразие, традиции и обычаи хотя бы потому, что вы должны знать о родном крае больше, чем те, кто приезжает к нам в гости, – сказал Даитбегов, обращаясь к школьникам.

Выставка работает до 23 декабря. О том, по каким элементам одежды можно распознать представителей других народов Дагестана, сотрудники лаборатории расскажут уже в следующем году.

Статьи из «Выставки»

Феномен Айсакадиева

5
В величественных залах Государственного музея-усадьбы «Остафьево – Русский Парнас»...

Какого цвета Дагестан?

75
Если вы никогда не были в Китае, то знайте – он зелёный. А ещё просторный, холмистый и...

Вернисаж под дагестанским небом

14
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Краски жизни и голоса эпохи

15
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Неповторимый мир мастера

55
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

94
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

«Архив Ахульго». История с продолжением

51
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

Порталы в прошлое

40
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Краски Ингушетии в Стране гор

24
Ингушетия… Стоит произнести это слово, и перед глазами башни-великаны – немые хранители...

Краски нашей Родины

70
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

На языке красоты

30
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...