X
09:32 14.12.2022

Этностиль – наше богатство

Определить по одежде, представительницей какой национальности, села, общества является дагестанская девушка, сегодня едва ли удастся. «Ну что с того?» – скажете вы. А то, что раньше девушку без лишних слов «читали» по её образу и к приглянувшейся отправляли сватов.

Овчинная папаха, туникообразная рубаха, штаны с узкими штанинами на вздержке, бешмет (гужгат), чувяки из сыромятной кожи – в таком одеянии можно было узнать мужчину-аварца. А черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги говорили скорее о состоятельности человека. Образ этот дополнялся поясом с набором серебряных пуговок, подвесок, пластинок и кинжалом, украшенным слоновой костью, позолотой.

В отличие от аварской мужской одежды, перекликающейся с одеждой мужчин других кавказских народов, женская пестрела разнообразием. Специфичной она была для каждого села, образ менялся в связи с переходом из одной возрастной группы в другую.

– Внимание исследователей привлекают многочисленные варианты головного убора. Налобная его часть, сшитая из парчи, шёлка, украшалась галунами, бисером, кольцами, серебряной цепочкой, ажурными бляшками. Нарядная одежда дополнялась кольцами, серьгами, браслетами, поясами и нагрудниками из монет. Зимняя одежда аварских модниц состояла из овчинных шуб, наплечных накидок. Носили они кожаные чувяки с мягкой подошвой, туфли – мачуял, башмаки, вязаные и войлочные сапоги. Сейчас девушки очень редко выходят в свет в национальном одеянии, пожилые люди если и носят шубы, каракулевые папахи, вязаные носки, чохто, то это, как правило, продукты фабричного производства, – рассказывала дагестанским школьникам художник-дизайнер, сотрудник лаборатории национального костюма Дома дружбы ГБУ РД «Президент-комплекс» Фатима Гаджибекова во время открытия выставки «Аварский национальный костюм».

Интересные факты из его истории привела автор книги «Дагестанский костюм», кандидат искусствоведения в области технической эстетики и дизайна Разитта Гаджиханова.

– Женская национальная одежда больше, чем мужская, сохранила самобытность, архаические черты, именно она отражает этнические особенности, нравы и обычаи народов. Этностиль необходимо сохранить – это наше богатство. А при реконструкции обязательно надо повторить все элементы. Ведь в Дагестане практически у каждого села свои характерные особенности в крое, украшении, цветах, отделке, – считает Разитта Гаджиевна.

– Выставка проходит в рамках цикла «Многоцветие народного костюма», это отличная возможность погрузиться в историю Дагестана и через призму национальной одежды обратиться к своим истокам, вернуться к ним, – отмечает начальник управления национальной политики и информационного обеспечения Миннаца РД Магомед Даитбегов, говоря о важности сохранения национальной и культурной идентичности.

По его словам, через экраны телевизоров и гаджетов молодому поколению прививается чуждая культура, далёкая от основополагающих дагестанских принципов.

– Оглянитесь на свою историю, культурную идентичность, нигде в мире вы не найдёте культуру, многообразнее дагестанской. Наблюдая за тем, как на свадьбах молодожёны облачаются в национальные костюмы, понимаешь, что молодежь всё больше тянется к своим истокам. Интерес к практически забытым папахам и другим элементам одежды усилился и с ростом турпотока. Важно изучать историю, этнокультурное многообразие, традиции и обычаи хотя бы потому, что вы должны знать о родном крае больше, чем те, кто приезжает к нам в гости, – сказал Даитбегов, обращаясь к школьникам.

Выставка работает до 23 декабря. О том, по каким элементам одежды можно распознать представителей других народов Дагестана, сотрудники лаборатории расскажут уже в следующем году.

Статьи из «Выставки»

За каждой картиной – история

22
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...

Художник смыслов

84
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Агитплакаты военного времени

32
В годы Великой Отечественной войны художник Юсуф Моллаев активно участвовал в работе по...

Художник не может быть равнодушным

62
«Женщины Дагестана – фронту» М. Мушаилова,...

В поисках музейной эстетики

23
Изучение исторических фактов, знакомство с достижениями прошлых лет и современными...

Раз, два, три, четыре!

23
«Утренняя гимнастика. Вдох глубокий, руки шире…» – строки Владимира Высоцкого, ставшие...

Реалистичность фантазии художника

23
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

О Дагестане и дагестанцах

35
Живопись, графика и скульптура 19 дагестанских художников разных поколений – от академика...

Нравственный ориентир

15
Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова приняла на своей площадке всероссийскую...

Семантика формы

36
Его работы, изысканные, выразительные, влекут таинственностью, абстрактной и фигуративной,...