А начало этому знаменательному событию в жизни республики положила инициатива Минкультуры и туризма РД и Даггосфилармонии им. Т.Мурадова. Не замыкаясь узко в республиканских рамках, Порт-Петровские ассамблеи объявили фестиваль межрегиональным. И оказались правы: желающих приехать в Дагестан было немало. Заявки отправили музыкальные коллективы из Саратова, Нальчика, Кисловодска. А уже 19 июня в большом зале Русского драматического театра состоялся концерт-открытие первого участника — Академического симфонического оркестра государственной филармонии на Кавминводах. В Дагестане они не новички. Гастроли этого коллектива с большим успехом прошли в нашей республике в июне прошлого года. Вот и в этом году в рамках фестиваля они собираются посетить Дербент, Кизляр. Среди тех, кто пришел в Русский театр, оказалось немало почитателей коллектива. И это не только зрители среднего и старшего поколения, но, и, что заметно подняло настроение гостей фестиваля, немало молодежи — студентов вузов, учащихся музыкальных учебных заведений и тех, кто только начинает познавать сокровищницу классической музыки.
Среди почетных гостей, находившихся в зале, — Госсекретарь РД Т.Махмудова, известный композитор М.Кажлаев, представители творческой интеллигенции.
Министр культуры и туризма РД З.Сулейманова, открывая фестиваль, сказала: – Мы открываем первую Порт-Петровскую ассамблею, где музыканты продемонстрируют исполнительское искусство, начиная от эпохи Возрождения до наших дней. И это символично. Отрадно и то, что Дагестан вошел в орбиту культурного, исторического диалога европейского музыкального искусства и послужит, уверена, укреплению дальнейших творческих связей между народами.
А затем министр представила зрителям Академический симфонический оркестр Государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах.
Это один из старейших оркестров в России. История его создания начинается с 1895 года. Но и ныне в творческой биографии коллектива немало достижений, участие во всесоюзных и всероссийских симфонических фестивалях, гастроли в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Нижнем Новгороде, Ташкенте. Его музыканты – прославленные исполнители, а приглашенный из Москвы дирижер оркестра – лауреат международных конкурсов И.Гайсин.
А затем ведущая, заслуженная артистка РФ С.Смолина первым номером программы объявила симфонию № 4 фа-минор в 4-х частях П.И.Чайковского.
Знаменитое произведение было написано композитором в 1887 г. Уже с первых минут игра музыкантов захватила в плен волнующей драмой-исповедью человеческой души. Звуки музыки будоражили сердце, заставляя обращать взор в свой внутренний мир, где есть место печали и радости, всей гамме чувств, что свойственна человеческой природе. Вторая часть, меланхоличная, наплывающая тихой грустью, вызывала желание обратиться к воспоминаниям давно минувшего, позабытого, вызывающего улыбку и умиротворение. А уже в третьей части симфонии с характерным, причудливым скерцо, прослеживались мотивы русской плясовой, молодецкой удали, а перед глазами вставали пейзажи русских просторов, и лейтмотивом проходила народная песня «Во поле береза стояла», перебиваемая скрипичными перепевами. Эта же тема, как завершающая, прозвучала и в четвертой части, демонстрируя чувства мятежной души, противостояние добра и зла и торжество духа под звон литавров и скрипичных, ведущих основную партию.
Восторженные зрители, находясь под впечатлением магии звуков музыки великого композитора, долго «бисировали» оркестру и главному дирижеру с его страстной и темпераментной манерой, не отпуская со сцены. Чувствовалось, что душевное тепло передается и музыкантам на сцену. Они играли с особым подъемом. С удовольствием внимал зал и эмоциональному рассказу ведущей С.Смолиной об истории создания оперы Россини «Севильский цирюльник». Знаменитая увертюра, которую исполнил оркестр, изначально была задумана композитором в качестве пролога для драматического музыкального произведения. Но неожиданно она стала визитной карточкой «Севильского цирюльника» с его щемящей, наполненной трагическим лукавством и одновременно искрящимся весельем сюжетом. И трудно было поверить, что премьера этой оперы в 1816 г. провалилась. Но очень быстро ее автор обрел бессмертную славу. И с тех пор она продолжает триумфальное шествие по крупнейшим сценам мира.
Надо отметить, что сюжетная канва, которую увлекательно и с большим мастерством вела С.Смолина, являлась органичным продолжением игры музыкантов. Возникало ощущение целостного музыкального действа. Повествовательная форма фабулы исполняемых произведений перемежалась с малоизвестными фактами из жизни композиторов, что создавало атмосферу проникновенного чувства сопричастности с эпохой, в которой они творили. С неменьшим интересом зрителями был выслушан рассказ и о драматической истории создания оперы Верди «Травиата». По признанию А.Дюма, его произведение «Дама с камелиями» обрело вторую жизнь после постановки оперы. Верди написал оперу в 1853 г. Но критики посчитали сюжет о женщине, преступившей нормы морали, безнравственным. А спустя два года опера начала свой победный путь, завоевав сердца божественной музыкой.
Плененные эмоциональным исполнением, зрители находились в неком восторженном замешательстве. Мастера сцены подарили им не просто праздник, но прекрасной музыкой очистили души от всего наносного, второстепенного.
Еще долго звучала в зале Русского драматического театра популярная классическая музыка. Вагнер, Штраус и вновь Чайковский… И каждый раз это был высокий профессионализм и открытие в волшебный мир музыки, что создавало необыкновенную ауру единения исполнителей со своим зрителем – тонким, сопереживающим и очень нуждающимся в «уроках» доброты, гармонии и света. Удачи тебе, фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи», и долгой творческой жизни.