Кайтагская вышивка – символ истории
Между Кайтагским районом Дагестана и Калининским муниципальным образованием Санкт-Петербурга весьма активно и плодотворно развивается взаимовыгодное сотрудничество. Делегации муниципалитетов-побратимов не раз уже бывали в гостях друг у друга с выставками, культурными и другими программами.
Глава Кайтагского района Алим Темирбулатов недавно побывал в Санкт-Петербурге с рабочим визитом. В ходе встречи с руководителем Калининского района Василием Пониделко были обсуждены актуальные вопросы сотрудничества, наметили дальнейшие планы. Среди приоритетов совместной работы – проекты патриотической и культурно-исторической направленности, взаимодействие с молодежными и спортивными организациями. Они также приняли участие в мероприятиях, посвященных 318-й годовщине образования Санкт-Петербурга, посетили Российский этнографический музей (РЭМ) города, где проходит выставка Кайтагской вышивки XVIII века.
Рассматривая в залах уникальные полотна национального ремесла кайтагцев, посетители соприкоснулись с древним искусством, не оставляющим равнодушным ни одного ценителя народного творчества. Куратор выставки Евгения Гуляева поведала, что музей впервые экспонирует кайтагские вышивки XVIII – начала XX вв. именно как часть целостной коллекции, насчитывающей более 70 предметов (самая крупная в России).
По словам научного сотрудника, выставка прежде всего связана с именем дагестанца Саида Магомедова, который еще в 1913-1915 гг. предоставил музею 53 уникальные кайтагские вышивки и до 1939 года продолжал сотрудничать, предоставляя музею интересные произведения искусства из республики. Гордостью собрания РЭМ является альбом рисунков Саида Магомедова и эскизы кубачинских ювелирных изделий.
«Каждое полотно кайтагской вышивки является шедевром прикладного искусства, ярким символом этничности Дагестана и Кавказа в целом. Древняя и сложная техника их исполнения «гладь вприкреп» делает эти экспонаты уникальными. А причудливый узор, орнамент создают выразительную композицию. Однако в связи с давностью лет, к сожалению, некоторые детали в полотнах произведений, хранящихся в музее, были утрачены. Поэтому в ходе подготовки к выставке наши специалисты проделали огромную реставрационную работу. В процессе кропотливого труда нам удалось сохранить все собственные подлинники экспонатов», – подчеркнула Евгения Гуляева.
Говоря о выставке, открывшейся еще в марте, Гуляева отметила, что за это время с экспонатами ознакомились сотни посетителей. Особый профессиональный интерес и восхищение она вызвала у коллег из Эрмитажа, других музеев города и регионов России.
Внимательно выслушав куратора выставки, Алим Темирбулатов тепло поблагодарил Евгению Гуляеву и весь коллектив музея за их огромный труд, старание, выразил им добрые пожелания.
– Дело в том, – сказал он, – что кайтагская вышивка, являясь подлинным народным творчеством, покорила не только Россию, но и весь мир. Она стала предметом исследования для искусствоведов, музейщиков и коллекционеров, а обычным посетителям, ценителям культуры она дает положительные эмоции и умиротворение. Благодаря таким выставкам мы имеем возможность по-другому осмыслить то уникальное культурное наследие, которое оставили кайтагцы своим потомкам. И нашу главную задачу сегодня мы видим в том, чтобы сохранить это наследие и оставить его будущим поколениям.
По словам главы района, для возрождения кайтагской вышивки многое делается в Дагестане. Так, шесть лет назад в Маджалисе был открыт Центр традиционной культуры народов России «Кайтаги». Директор его Зубайдат Гасанова – народный мастер Дагестана именно по этому профилю, заслуженный работник культуры РД. Здесь созданы все условия для творческой и образовательной работы с детьми. Кроме того, во многих сельских школах и культурных учреждениях района действуют кружки, где обучают этому ремеслу не только молодежь, но и всех желающих. В Центре уже получили образование более 650 учеников. Свыше 120 панно по кайтагской вышивке ежегодно район представляет на выставках и фестивалях разного уровня.
Яркий, развивающийся художественный и этнокультурный феномен сегодня перешагнул границы Дагестана и России и распространяется по всему миру. Так, выставки кайтагских мастериц в 1918-1919 гг. сопровождали фестивали, которые состоялись во многих городах не только России, но и во Франции, Италии, Греции, Турции, США и других странах. Наиболее яркие экземпляры произведений искусства кайтагских мастеров находятся в музеях многих городов мира, а также в частных коллекциях.
«Все это, несомненно, у нас вызывает чувство радости и гордости за свой народ, за Дагестан и Россию», – резюмировал Алим Темирбулатов.
– Архаичные полотна кайтагской вышивки, созданные самобытным и редким стилем, действительно несут в себе особую атмосферу, а необычная символика позволяет окунуться в удивительный духовный мир народа, жившего в прошлые века. Они вызывают восхищение, удивление, теплоту и восторг», – добавил глава Калининского района Василий Пониделко.
– Мы намерены и дальше оказывать всемерную поддержку землякам, родному краю, привлекать инвесторов для развития Дагестана, в том числе и в плане туризма», – подвел итоги представитель республики в Северной столице Гасан Гасанов.