Как Джабраилов фотографа играл
Ровно 55 лет назад, в 1969 году, на экраны СССР вышел остросюжетный фильм «Встреча у старой мечети». Картина повествует о том, как советская власть ведет беспощадную борьбу с басмачами в Средней Азии. В этом истерне роль фотографа сыграл известный дагестанский актер Расми Джабраилов.
Что интересно, сначала фильм предполагалось снимать в Дагестане и Джабраилов рассматривался как второй режиссер.
Но таджикский режиссер Сухбат Хамидов, который и снял эту картину, сказал, что у него в стране в поселке Зидда есть старая мечеть, построенная в XIX веке. И тогда руководитель Госкино СССР Лев Кулиджанов вынес свой вердикт:
– Другое место искать не будем. Эта мечеть вполне подходит.
Так определились с местом съемок.
Хамидов сказал Расми Джабраилову:
– Зачем тебе быть вторым режиссером? Лучше будь главным актером.
– Что, я главную роль буду исполнять?
Сухбат слегка смутился:
– Не совсем. Главную роль отдали Борису Быстрову, он еще играл в картине «Волшебная лампа Аладдина».
– А мне что предлагаешь?
– У тебя будет роль фотографа – это вторая роль после главной. Я хочу, чтобы ты запечатлел почти весь съемочный процесс.
– Для чего?
– Сделаем выставку фотографий. Думаю, актерам будет интересно.
– Хорошо, – согласился Джабраилов.
***
Так вышло, что в киноленте был задействован также актёр Николай Волчков. Ранее он подавал заявление на выезд за границу, но его не выпустили. И вот теперь, узнав, что Волчков будет сниматься в данной картине, из Москвы был прислан человек из соответствующих органов, чтобы следить за ним.
Расми Джабраилов с некоторой усмешкой рассказывал:
– Но самое интересное, что об этом никто не знал. И даже режиссер Сухбат Хамидов был не в курсе. Начались съемки. Мне вручили настоящий фотоаппарат. Я исполняю свою роль, а в свободные минуты и часы занимаюсь фотографированием. Режиссер меня хвалит. Он доволен. Только зря мы с ним радовались. Этот молодой агент, оказывается, тут же переключил свое внимание с Волчкова на меня. Он не мог понять, зачем я фотографирую весь съемочный процесс. Это дело его очень заинтересовало. Он меня заподозрил в шпионаже. Смотрю, спустя время что-то говорит режиссеру и показывает на меня.
А Сухбат Хамидов в силу своей молодости и бесшабашности решил подыграть и говорит ему:
– Да мы этого человека вообще не знаем!.. Его тоже прислали из Москвы, ходит и что-то все время снимает. Может, ему просто наша старая мечеть понравилась?
– А вот мы у него и спросим, – потирая руки, строго ответствовал
представитель КГБ.
Вечером того же дня он показывает свое удостоверение, говорит, что должен арестовать меня. А режиссер хохочет и пытается объяснить, что это по его просьбе я занимаюсь фотографированием.
Но кагэбешник настроен серьезно:
– Надо доставить в Москву и там допросить. Не надо его защищать, товарищ режиссер.
Хамидову было не до смеха. Да и мне тоже. И только когда весь коллектив съемочный группы подтвердил, что я обыкновенный актер, «гость» из столицы отстал от меня и вновь переключил свое внимание на Волчкова. Вот такое недоразумение. Я был так зол, что швырнул фотоаппарат в сторону режиссера и выразил сожаление, что согласился сниматься в его фильме. Он, конечно, извинялся и даже похлопотал, чтобы мне выплатили двойной гонорар. Но я ему подобной выходки не простил.
***
Кстати, Николай Волчков все-таки уехал за границу. Но смог это сделать только в 1992 году после распада СССР.
А снимки, что сделал Расми Джабраилов, были переданы потом в Музей кино. Это прекрасное учреждение появилось в Москве в 1989 году благодаря Льву Кулиджанову.
Там эти снимки, скорее всего, хранятся до сих пор.