Как Джабраилов фотографа играл

Ровно 55 лет назад, в 1969 году, на экраны СССР вышел остросюжетный фильм «Встреча у старой мечети». Картина повествует о том, как советская власть ведет беспощадную борьбу с басмачами в Средней Азии. В этом истерне роль фотографа сыграл известный дагестанский актер Расми Джабраилов.
Что интересно, сначала фильм предполагалось снимать в Дагестане и Джабраилов рассматривался как второй режиссер.
Но таджикский режиссер Сухбат Хамидов, который и снял эту картину, сказал, что у него в стране в поселке Зидда есть старая мечеть, построенная в XIX веке. И тогда руководитель Госкино СССР Лев Кулиджанов вынес свой вердикт:
– Другое место искать не будем. Эта мечеть вполне подходит.
Так определились с местом съемок.
Хамидов сказал Расми Джабраилову:
– Зачем тебе быть вторым режиссером? Лучше будь главным актером.
– Что, я главную роль буду исполнять?
Сухбат слегка смутился:
– Не совсем. Главную роль отдали Борису Быстрову, он еще играл в картине «Волшебная лампа Аладдина».
– А мне что предлагаешь?
– У тебя будет роль фотографа – это вторая роль после главной. Я хочу, чтобы ты запечатлел почти весь съемочный процесс.
– Для чего?
– Сделаем выставку фотографий. Думаю, актерам будет интересно.
– Хорошо, – согласился Джабраилов.
***
Так вышло, что в киноленте был задействован также актёр Николай Волчков. Ранее он подавал заявление на выезд за границу, но его не выпустили. И вот теперь, узнав, что Волчков будет сниматься в данной картине, из Москвы был прислан человек из соответствующих органов, чтобы следить за ним.
Расми Джабраилов с некоторой усмешкой рассказывал:
– Но самое интересное, что об этом никто не знал. И даже режиссер Сухбат Хамидов был не в курсе. Начались съемки. Мне вручили настоящий фотоаппарат. Я исполняю свою роль, а в свободные минуты и часы занимаюсь фотографированием. Режиссер меня хвалит. Он доволен. Только зря мы с ним радовались. Этот молодой агент, оказывается, тут же переключил свое внимание с Волчкова на меня. Он не мог понять, зачем я фотографирую весь съемочный процесс. Это дело его очень заинтересовало. Он меня заподозрил в шпионаже. Смотрю, спустя время что-то говорит режиссеру и показывает на меня.
А Сухбат Хамидов в силу своей молодости и бесшабашности решил подыграть и говорит ему:
– Да мы этого человека вообще не знаем!.. Его тоже прислали из Москвы, ходит и что-то все время снимает. Может, ему просто наша старая мечеть понравилась?
– А вот мы у него и спросим, – потирая руки, строго ответствовал
представитель КГБ.
Вечером того же дня он показывает свое удостоверение, говорит, что должен арестовать меня. А режиссер хохочет и пытается объяснить, что это по его просьбе я занимаюсь фотографированием.
Но кагэбешник настроен серьезно:
– Надо доставить в Москву и там допросить. Не надо его защищать, товарищ режиссер.
Хамидову было не до смеха. Да и мне тоже. И только когда весь коллектив съемочный группы подтвердил, что я обыкновенный актер, «гость» из столицы отстал от меня и вновь переключил свое внимание на Волчкова. Вот такое недоразумение. Я был так зол, что швырнул фотоаппарат в сторону режиссера и выразил сожаление, что согласился сниматься в его фильме. Он, конечно, извинялся и даже похлопотал, чтобы мне выплатили двойной гонорар. Но я ему подобной выходки не простил.
***
Кстати, Николай Волчков все-таки уехал за границу. Но смог это сделать только в 1992 году после распада СССР.
А снимки, что сделал Расми Джабраилов, были переданы потом в Музей кино. Это прекрасное учреждение появилось в Москве в 1989 году благодаря Льву Кулиджанову.
Там эти снимки, скорее всего, хранятся до сих пор.
Статьи из «Культура»
Когда поёт Месей

Очаг мудрости

Дебют режиссёра Михалкова

Свет сквозь печаль

Книга, востребованная временем

Вначале было дело

Бюст народному артисту

Дебют режиссера Михалкова

Бежта в орнаментах

В каждом движении – история

Полвека на сцене
