X
09:15 31.10.2019

Как на шахматной доске

Азиз Мирзабеков, кандидат филологических наук
Выпуск - 2019 №278
18

В государственном Лезгинском музыкально-драматическом театре им. С. Стальского состоялась премьера спектакля «Эзоп» по пьесе бразильского драматурга Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград». Автор пьесы – всемирно известный драматург. В 1949 году ассоциация театральных критиков Бразилии присудила Г. Фигейредо золотую медаль и диплом лучшего драматурга Бразилии. «Лиса и виноград» долгие годы не сходит со сцен европейских театров и является одной из лучших пьес XX века.

Режиссер спектакля «Эзоп», заслуженный артист Дагестана Алисултан Батыров не новичок в театре. Это его пятая встреча с лезгинскими зрителями.

Тема пьесы Г. Фигейредо взята из античной истории. Античные люди земной шар представляли как театральную сцену. По их мнению, люди – актеры, они появляются на этой сцене, исполняют свои роли и уходят, приходят с неба и уходя туда же. Их жизненные сценарии заранее пишутся богами, и ничего нельзя изменить. Стремятся к этому только герои.

Главный герой пьесы – легендарный баснописец Эзоп – предположительно жил и творил в VI веке до нашей эры. События происходят в Древней Греции. Эзоп – бывший раб, получивший свободу. Но быть свободным человеком гораздо опаснее и ответственнее. Их наказывают строже. Эзопа обвинили в краже золотого сосуда из храма Аполлона в Дельфах. За что его могут сбросить в пропасть. Но сосуд ему в котомку положила жена хозяина Клея с целью вернуть его в прежний статус раба. Но Эзоп не хочет возвращаться в рабство и предпочитает умереть свободным человеком.

Пьеса Г. Фигейредо дает хорошую пищу для размышления. Поэтому каждый режиссер трактует её по-своему.

Например, Георгий Товстоногов дважды ставил «Эзопа» на сцене Ленинградского большого драматического театра с разрывом в 10 лет: первый раз — как «героическую комедию», а во второй в постановке пьесы усилил элементы фарса, сатиры.

Режиссер Алисултан Батыров старался создать психологический портрет каждого образа, придать живую эмоциональность спектаклю. Режиссер вместе с художником в психологической драме жизнь на земле сравнивают с шахматной доской. Люди действуют будто шахматные фигуры. У каждого своя цель, и каждый действует из собственного понимания ситуации. Некоторые декорации тоже изготовлены как шахматные фигуры.

В спектакле роль Эзопа исполняет артист Гамзабек Эмиралиев. Его герой — человек с глубоким и ясным умом, для которого смысл жизни в свободе. Ради свободы он отказывается от любви, от «счастья» в неволе. Стремление к свободе дает ему силу.

Сцены Эзопа с женой хозяина актер исполняет очень трогательно и психологически верно. Сочувствуя Эзопу, Клея предлагает ему бежать. Но Эзоп не хочет жить под постоянным страхом быть пойманным. А когда исполняется его мечта и он получает долгожданную свободу, жизнь готовит ему новые испытания. Ему предстояло решить — вернуться в рабство или умереть свободным человеком. Эзоп выбирает второй вариант – «самопожертвование ради идеала».

Роль Ксанфа, хозяина раба Эзопа, человека недалекого ума и бездушного, играет актер Валерий Сулейманов. В его исполнении Ксанф, обманщик и лицемер, верит, что раб для свободы ещё не созрел. Ксанф живет в своем вымышленном, виртуальном мире, лишенный искренних человеческих чувств.

Роль Клеи исполняет молодая и талантливая актриса Амалия Керимова. В ее исполнении в начале спектакля Клея — женщина, которая ценит в мужчинах внешний вид, физическую силу, положение в обществе. Поэтому она наряжается для встречи с капитаном стражи, приехавшим из Афин. Но после знакомства с Эзопом под его влиянием в ее взглядах на жизнь происходят перемены. Она начинает ценить людей не по внешним, а по духовным качествам. В Клее просыпается чувство к Эзопу, тот тоже признаётся ей в любви, но ради свободы он отказывается от нее. Оскорблённая женщина обвиняет его перед мужем в домогательствах.

Эту сцену А. Керимова исполняет очень эмоционально и ярко. Ей удается отразить психологическое состояние отвергнутой женщины. Образ Клеи – очередная удача и яркая страница в творческой биографии актрисы.

Следует отметить и работу художника-постановщика спектакля, заслуженного художника Дагестана Демира Исакова. Не перегружая сцену лишними деталями, используя лишь необходимые, он с большим мастерством изображает колорит античности, передает атмосферу, дух того времени. Образное мышление художника чувствуется в каждой детали.

И в заключение могу с уверенностью отметить, что спектакль «Эзоп» на сцене Лезгинского театра – заметное событие в культурной жизни нашей республики.

Статьи из «Культура»

Художник не может быть равнодушным

18
«Женщины Дагестана – фронту» М. Мушаилова,...

Чухта исполняет просьбу

84
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....

Импровизация искусства

8
Переливаясь, краски то сгущаются, то неожиданно обретают радужный цвет в лучах солнца,...

Фундаментальное исследование

2
Монографию д.м.н. профессора М. З. Саидова «Клеточные и молекулярные механизмы патогенеза иммуновоспалительных ревматических заболеваний» выдвинута коллективом...

В поисках музейной эстетики

12
Изучение исторических фактов, знакомство с достижениями прошлых лет и современными...

Легенда дагестанской эстрады

12
Когда-то кумыкская исполнительница Исбат Баталбекова сказала про нее: «Так проникновенно...

Эволюция сонаты

8
В зале Кумыкского театра состоялся концерт «Три века камерной сонаты». Эту программу...

Раз, два, три, четыре!

10
«Утренняя гимнастика. Вдох глубокий, руки шире…» – строки Владимира Высоцкого, ставшие...

Крупный вклад в науку

10
Комиссия при Главе Республики Дагестан по государственным премиям РД приняла монографию профессора М. Р. Гасанова «Каспийский поход Петра I 1722–1723 гг.», выдвинутую...

Сердце Петровска

21
При внимательном рассмотрении графической работы «Вокзал» (бумага, гуашь,1940-е гг.), созданной...

Герои не ищут славы

14
На одном из республиканских мероприятий редакция газеты «Дагестанская правда» подарила...