X
09:15 31.10.2019

Как на шахматной доске

Азиз Мирзабеков, кандидат филологических наук
Выпуск - 2019 №278
18

В государственном Лезгинском музыкально-драматическом театре им. С. Стальского состоялась премьера спектакля «Эзоп» по пьесе бразильского драматурга Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград». Автор пьесы – всемирно известный драматург. В 1949 году ассоциация театральных критиков Бразилии присудила Г. Фигейредо золотую медаль и диплом лучшего драматурга Бразилии. «Лиса и виноград» долгие годы не сходит со сцен европейских театров и является одной из лучших пьес XX века.

Режиссер спектакля «Эзоп», заслуженный артист Дагестана Алисултан Батыров не новичок в театре. Это его пятая встреча с лезгинскими зрителями.

Тема пьесы Г. Фигейредо взята из античной истории. Античные люди земной шар представляли как театральную сцену. По их мнению, люди – актеры, они появляются на этой сцене, исполняют свои роли и уходят, приходят с неба и уходя туда же. Их жизненные сценарии заранее пишутся богами, и ничего нельзя изменить. Стремятся к этому только герои.

Главный герой пьесы – легендарный баснописец Эзоп – предположительно жил и творил в VI веке до нашей эры. События происходят в Древней Греции. Эзоп – бывший раб, получивший свободу. Но быть свободным человеком гораздо опаснее и ответственнее. Их наказывают строже. Эзопа обвинили в краже золотого сосуда из храма Аполлона в Дельфах. За что его могут сбросить в пропасть. Но сосуд ему в котомку положила жена хозяина Клея с целью вернуть его в прежний статус раба. Но Эзоп не хочет возвращаться в рабство и предпочитает умереть свободным человеком.

Пьеса Г. Фигейредо дает хорошую пищу для размышления. Поэтому каждый режиссер трактует её по-своему.

Например, Георгий Товстоногов дважды ставил «Эзопа» на сцене Ленинградского большого драматического театра с разрывом в 10 лет: первый раз — как «героическую комедию», а во второй в постановке пьесы усилил элементы фарса, сатиры.

Режиссер Алисултан Батыров старался создать психологический портрет каждого образа, придать живую эмоциональность спектаклю. Режиссер вместе с художником в психологической драме жизнь на земле сравнивают с шахматной доской. Люди действуют будто шахматные фигуры. У каждого своя цель, и каждый действует из собственного понимания ситуации. Некоторые декорации тоже изготовлены как шахматные фигуры.

В спектакле роль Эзопа исполняет артист Гамзабек Эмиралиев. Его герой — человек с глубоким и ясным умом, для которого смысл жизни в свободе. Ради свободы он отказывается от любви, от «счастья» в неволе. Стремление к свободе дает ему силу.

Сцены Эзопа с женой хозяина актер исполняет очень трогательно и психологически верно. Сочувствуя Эзопу, Клея предлагает ему бежать. Но Эзоп не хочет жить под постоянным страхом быть пойманным. А когда исполняется его мечта и он получает долгожданную свободу, жизнь готовит ему новые испытания. Ему предстояло решить — вернуться в рабство или умереть свободным человеком. Эзоп выбирает второй вариант – «самопожертвование ради идеала».

Роль Ксанфа, хозяина раба Эзопа, человека недалекого ума и бездушного, играет актер Валерий Сулейманов. В его исполнении Ксанф, обманщик и лицемер, верит, что раб для свободы ещё не созрел. Ксанф живет в своем вымышленном, виртуальном мире, лишенный искренних человеческих чувств.

Роль Клеи исполняет молодая и талантливая актриса Амалия Керимова. В ее исполнении в начале спектакля Клея — женщина, которая ценит в мужчинах внешний вид, физическую силу, положение в обществе. Поэтому она наряжается для встречи с капитаном стражи, приехавшим из Афин. Но после знакомства с Эзопом под его влиянием в ее взглядах на жизнь происходят перемены. Она начинает ценить людей не по внешним, а по духовным качествам. В Клее просыпается чувство к Эзопу, тот тоже признаётся ей в любви, но ради свободы он отказывается от нее. Оскорблённая женщина обвиняет его перед мужем в домогательствах.

Эту сцену А. Керимова исполняет очень эмоционально и ярко. Ей удается отразить психологическое состояние отвергнутой женщины. Образ Клеи – очередная удача и яркая страница в творческой биографии актрисы.

Следует отметить и работу художника-постановщика спектакля, заслуженного художника Дагестана Демира Исакова. Не перегружая сцену лишними деталями, используя лишь необходимые, он с большим мастерством изображает колорит античности, передает атмосферу, дух того времени. Образное мышление художника чувствуется в каждой детали.

И в заключение могу с уверенностью отметить, что спектакль «Эзоп» на сцене Лезгинского театра – заметное событие в культурной жизни нашей республики.

Статьи из «Культура»

Зеркало времени

7
Прикоснуться к истории, окунуться в мир искусства, расширить свой кругозор – эти и многие...

Новые горизонты детского чтения

15
Родители при выборе книги для ребенка часто...

Песни о войне и Победе

4
«На безымянной высоте», «Эх, дороги…», «Темная ночь», «В землянке», «Синий платочек», «Вечер...

Всему есть начало и… возможное продолжение

9
Новое пространство Дагестанской филармонии...

Театральный триумф

31
Чего ожидал двухмиллионный город с богатыми сценическими традициями и насыщенной...

В книгах живёт история

9
В канун 80-летия Великой Победы в Республиканской национальной библиотеке им. Р. Гамзатова...

Выставки, которые стоит посетить

38
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

На сцене – средневековая Авария

144
Не родись красивым... Вот уж не повезло юноше из аварского...

Подарок с национальным колоритом

11
С особой миссией посетила Санкт-Петербург Салихат...

Хиты на все времена

9
Удачные оркестровые метаморфозы песенных мелодий, эмоциональный и жанровый калейдоскоп...

О войне и судьбах

44
Судьбы 80 ветеранов, среди которых Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы,...