X
10:09 22.12.2022

Как поёт гора

Когда-то давно Далай-лама принёс из легендарной Шамбалы камень и бросил его в астраханской степи. Из этого камня выросла гора Богдо. И те, кто пришёл на днях в Театр поэзии, смогли услышать ее голос.

Эзиз Гулиев, мастер горлового пения, показал, как дышит и поет гора. Вечер был удивительный. Наполненный мистикой и древними легендами, рассказанными со сцены парнем из Астрахани, увлеченным культурой кочевников еще с детских лет.

Несколько лет он прожил в Калмыкии. И когда встретился там с Владимиром Каруевым, замечательным исполнителем калмыцкого сакрального эпоса «Джангар», то интерес к горловому пению перерос в желание научиться этому искусству. Эзиз с сожалением говорит, что этот вид песенной культуры мало знаком в нашей стране, но очень популярен за рубежом.

На Западе исполнители собирают 10-тысячные стадионы. Владимир Каруев пользуется огромной любовью жителей Китая, Монголии, Японии, а вот в России о нем знают немногие. Именно исполнение им древней монгольской песни о матери «Ээжин дун» послужило отправной точкой к новому повороту в жизни Эзиза.

Артист рассказал о трех основных стилях горлового пения. Каждый из них отождествляется с природой, животным миром.

Каргыраа – низкий стиль – это звуки, которые издает медведица, когда убаюкивает своего медвежонка в берлоге, а вот степные жители считают, что это похоже на «речь» верблюда. Монголы же передают таким образом раскат грома.

Средний стиль – хоомей – гортанный, на основной тон накладывается обертон. Так разговаривают овца или бык.

Третий стиль – сыгыт – пение птиц.

В нашей стране горловое пение распространено в Калмыкии, Бурятии, Туве, на Алтае, Чукотке. Практически у всех тюркских народов есть гортанное пение. Но вы удивитесь, когда узнаете, что это искусство присутствует и у славянских народов, а также в Европе – Италии, Скандинавии например. В ближайших планах Эзиза Гулиева освоить именно славянский стиль.

Он поет на многих языках – калмыцком, ногайском, алтайском, собирается научиться на бурятском. Владеет туркменским, казахским, ногайским.

Общается с профессионалами из Тувы, и они оценивают уровень молодого исполнителя как довольно высокий. А ведь занимается он этим сравнительно недолго – с 2020 года.

Еще Эзиз сам изготавливает инструменты: бубны, флейту вот смастерил из обычной пластиковой трубы. И уверен, что каждый может сделать. Он показал публике, как звучат домбра, тувинский национальный смычковый инструмент игил, кыргызский духовой сурнай, самозвучащий язычковый варган. На последнем исполнил композицию с таким ритмом и экспрессией, что невольно хотелось двигаться в такт. Сказать «танцевать» под инструмент, на котором можно издать звук только одной высоты, вроде как не с руки.

Гулиев сочиняет музыку и пишет стихи. Несколько песен его авторства прозвучало на концерте. Вот, например, лирическая, под гитару, на стихи Есенина. Две заключительные композиции – это такой сплав рока и горлового пения, Европы и Азии. Со своим учеником из Питера готовится записать песню на английском с приемами горлового пения. Каково?

Да, у молодого артиста уже есть ученики. География весьма обширна – Москва, Петербург, Дальний Восток, Армения, Белоруссия.

Узнают о нем благодаря сарафанному радио, размещенным в соцсетях роликам. Люди интересуются, хотят научиться азам искусства горлового пения. Вот и на концерте в Театре поэзии зрители с удовольствием расспрашивали Эзиза об инструментах, просили показать начальные техники пения. Получился такой импровизированный мастер-класс. Конечно, звучали слова благодарности, и не только за интересные рассказы об истории древнего искусства, но и за энергетический посыл, который шел со сцены в зал.

Мастер заверил, что горловое пение хорошо влияет на организм. Современные преподаватели делают на этом акцент, рассказывая своим ученикам про вибрации и чакры. Но музыкант считает, что сначала надо поставить голос, а потом уже и чакры откроются.

К сожалению, этническая музыка в России не так популярна. Хотя сейчас, считает Эзиз, наблюдается тенденция к возрождению песенных традиций.

«У нас очень богатая культура, разное вокальное искусство. Я хочу учить детей, чтобы они не забывали о своих истоках. Хочу, чтобы это знание ушло в массы. Этническая музыка – это же красиво! Просто надо вспомнить о том, что умели наши предки. В горловом пении нет ничего сложного. Сложность в голове, а научиться этому может любой», – уверен Эзиз.

Попробуйте! У вас получится.

Статьи из «Культура»

Два корифея, два мира

15
Сочные и ароматные дагестанские персики. Ценность их не только в неповторимом вкусе, но и в...

Сохраняя традиции предков

139
Долго думала, об истории какого села рассказать вам в своем новом материале. Душа просила...

Высокий героизм Абдулхакима Исмаилова

8
Главным героем книги Гебека Конакбиева «Абдулхаким Исмаилов. Знамя над рейхстагом» стал наш земляк, дождавшийся самой...

Даже если взгляд не видит…

8
В последние годы внимание общества к проблемам людей с нарушениями опорно-двигательного...

Поэт, и ничего кроме

15
Известный литературовед и критик Камал Абуков сказал однажды о Багаутдине Аджиеве: «Он...

Мировоззрение и жизнь

7
Теоретические основы и политическая практика цивилизационного будущего и целостного Дагестана в составе неделимой России согласуются с тем, что наша страна...

Художник смыслов

62
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Священная ценность

9
Российские военнослужащие продолжают проявлять храбрость и героизм при выполнении боевых...

Был такой аул

11
В одной из работ известного дагестанского художника Юсуфа Моллаева можно разглядеть старый...

Тимпан как образ

6
Инклюзивный мастер-класс в смешанной изобразительной технике состоялся в Национальном...

С «алмасовским» звучанием

151
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...