Купить PDF-версию
09:05 | 22 ноября, Пт
Махачкала
X

Как телетлинцы тимух спасают

Спросите любого телетлинца, да что там телетлинца, любого аварца, и вам скажут, что есть тимух для жителя гор. Это настоящий «дом» на плечах. Если на тебе тимух, никакие морозы не страшны.

Первое, на что обращаешь внимание, приезжая в Телетль (Шамильский район), как по заснеженным сельским улочкам к годекану спускаются мужчины в широких шубах и папахах. На улице –7 градусов по Цельсию, но они не ощущают холода. Укутанные в тимухи, сельчане могут часами обсуждать повседневные новости. Коснутся всего: и международной политики, и предстоящих выборов, и последних республиканских событий, и, конечно, обсудят очередной репортаж о родном ауле, снятом журналистами. Их в последнее время все чаще можно встретить в Телетле. А все потому, что с недавних пор здесь началась масштабная кампания по возрождению национального ремесла – изготовлению тимуха.

Идея реанимировать ремесло предков принадлежит выходцу из села Омару Джамалдинову. По его словам, сейчас в районе осталось всего два мастера, которые могут изготавливать овчинный тулуп тимух. Это люди в возрасте, оба – телетлинцы и, понимая, что от них зависит, будет ли жить ремесло в поколениях, готовы передать свой опыт молодым. Омар решил использовать навыки почтенных земляков и попросил их обучить ремеслу подрастающее поколение телетлинцев.

– Я много лет вынашивал эту идею и очень рад, что получил поддержку от Федерального агентства по делам молодежи, – говорит энтузиаст. – В моем детстве почти в каждом доме родного Телетля изготавливали тимух. Покупать тулупы приезжали из соседних сел, других районов Дагестана и даже из республик Северного Кавказа. Село процветало. Но спустя время мы столкнулись с тем, что тимух чуть было не ушел в небытие. Этого нельзя допустить. Не станет тимуха, мы, телетлинцы, потеряем не только важную для нас в быту одежду, но и часть культурного наследия нашего народа.

Свою идею Джамалдинов подал в виде проекта «Этностиль – как пример развития и возрождения культурных традиций» на Всероссийский конкурс грантов. В результате конкурсная комиссия выбрала его одним из победителей и выделила финансовую поддержку в 300 тыс. рублей.

Полученные средства Омар уже начал реализовывать. Им разработана методологическая база обучения: карты, схемы, пособия. В дальнейшем молодой человек планирует закупить необходимое оборудование и наладить дистанционное обучение ремеслу посредством видеоуроков. Конечная его цель – наладить в селе массовое производство овчинных шуб.

– В наших планах – осовременить традиционный тимух, – рассказывает Джамалдинов. – Сейчас он выглядит так, как его изготовляли на протяжении многих лет наши предки. Он довольно-таки тяжелый, в среднем может весить до 15 килограммов. Продумав все детали и изменив дизайн, мы хотим наладить производство легких тимухов, разнообразных по крою, таких, которые смело могут носить даже городские модники.

А пока тимух для модников и модниц только в проекте, в одном из помещений Телетлинской средней школы (именно здесь расположилась мастерская по изготовлению тулупа) мастер Магомед Иманшапиев проводит урок для мальчишек, обучающихся ремеслу.

– Изготовление тимуха – это большей частью мужская работа, так как для выделки шкуры нужна сила, – комментирует умелец. – Вначале шкуру очищают, затем помещают в специальный раствор – смесь сыворотки и кукурузной крупы. В таком растворе шкура становится мягкой, в последующем ее легче отделать, избавившись от лишнего жира. Тщательно вымытая овчина очищается от всего лишнего и доводится до белого состояния. В общей сложности на подготовку шкур уходит неделя, плюс-минус два дня. На изготовление одного тимуха затрачивается в среднем 7-9 шкур.

Таким образом, на стол к закройщицам (работа по сшиванию клиньев возлагается на женщин) попадают приятные на ощупь, с тщательно расчесанным мехом заготовки. Даже не верится, что между находящейся в углу обыкновенной бараньей шкурой весьма неприглядного вида и этими меховыми лоскутами есть что-то общее. Но Магомед Иманшапиев – потомственный мастер, знает все тонкости древнего ремесла и делает на первый взгляд невозможное вполне реальным.

Пока его ученики осваивают теорию, но в скором времени ребятам предстоит самим изготовить свой первый тимух. Дело не из легких, но они очень стараются и терпеливо повторяют все за мастером.

Статьи из «Народные промыслы»

Многообразие дагестанского дома

29
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...

Другой кIаз Беллы Кишевой

48
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

167
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

72
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

75
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...