Как в Согратле пили чай
Более 20 килограммов заварки и 600 литров родниковой воды – так в Согратле прошёл III Фестиваль чая. У мемориального комплекса «Ватан» (филиал Национального музея РД им. А.Тахо-Годи) собрались тысячи гостей из разных районов республики и регионов страны. Но запомнился фестиваль не только чаем.
Дербент «пыхтит» в сторонке
По горным склонам тянется вереница автомобилей. Все спешат на главный согратлинский праздник чаепития.
Интересуюсь:
– Вы откуда к нам приехали?
– Из Челябинска.
– А я из Свердловска.
– Из Калининграда.
– Хакасии…
Кто-то в Дагестане впервые, для кого-то он уже стал родным. И возвращаются сюда снова и снова, каждый раз удивляясь многообразию республики, соцветию культур, традиций и обычаев. И на прошедшем фестивале многие поняли, что больше всего чай пьют в Согратле. Даже Дербент со своими самоварами и чайханами «пыхтит» в сторонке. Еще бы. История, связанная с чаем, есть чуть ли не у каждого согратлинца. А началось всё вот с одной удивительной истории про женщину, которую продала корову и купила на все деньги чай.
– Эта женщина – моя покойная тетя Рукият Мусаева. Во время войны она села на мула, погнала впереди себя хорошую корову и отправились в Закаталы (Азербайджан), где выращивали чай. Продала корову и на все деньги купила чай, загрузила на мула и пешком добралась до Согратля. А пока она добиралась, все спрашивали и удивлялись: как и зачем во время войны и голода она на все деньги купила целую гору чая? Но это был стратегический запас и лучший подарок для согратлинцев. Без чая они жить не могут, он с ними всюду. И в поле тоже всегда ходят с чаем. По его вкусу узнают, из какого родника вода. Мать, например, отправляла детей к одному роднику, а те шли на тот, что поближе. И она сразу вычисляла: дети поленились и не дошли до нужного источника. Приходилось им идти снова, – улыбаясь, вспоминает научный сотрудник Национального музея Дагестана Марьям Сагитова и добавляет, что настоящий чай – это не только качественная заварка, но и горная живительная вода.
Про согратлинцев и чай рассказывают еще и анекдоты. К местному жителю Мутачу приехал гость. После обеда гостю предложили чай. Выпив один стакан, он поблагодарил хозяина.
– Нет-нет. У нас так не принято. По нашему обычаю надо выпить хотя бы два стакана, – настаивал хозяин.
Через некоторое время гость снова оказался в доме Мутача. Выпив один стакан, он поблагодарил хозяина, надеясь, что, как и в прошлый раз, ему предложат еще. Но хозяин, увидев, что гость слишком щедро расходует сахар, который в то время был в дефиците, в этот раз не стал предлагать.
– Мутач, у вас же был хороший обычай пить несколько стаканов чая, – начал было гость, на что хозяин сразу парировал:
– Это был плохой обычай, мы его отменили.
Магомед и Раисат
Истории, шутки, воспоминания – день был наполнен радостными эмоциями и солнцем. Радовали зрителей своими трюками и пехлеваны, кроме того, каждый мог продемонстрировать свои умения в стрельбе из лука. Но главная фишка мероприятия – конкурс чаепития. В этом году в нем приняли участие 20 любителей чая.
Первый фестиваль прошел несколько лет назад и победителем конкурса стал Магомед Онкочев – он выпил в течение часа 34 стакана чая. Рекорд до сих пор не побит. В этом году участникам предстояло выпить максимальное количество чая в течение 20 минут. А в это самое время: «Ма-го-мед! Ма-го-мед! Ма-го-мед!». Вся местная детвора поддерживала с импровизированной трибуны конкурсантов и громко хлопала в ладоши. Серди участников – гости из Таджикистана и Саратова.
Сергей родом из Саратова. Признается: сам не ожидал, что окажется в числе призеров и выпьет столько стаканов чая – то ли воздух, то ли вода придали напитку особый вкус. А победу вновь одержал Магомед Онкочев – он выпил 14 стаканов настоящего согратлинского чая и доказал, что ему в этом деле нет равных. Среди женщин победительницей стала Раисат Ханапиева – в ее активе 11 выпитых стаканов чая.
На весь аул разлетались ароматы. И не только чая, но и готовящихся блюд. И вёлся извечный спор, какое чуду вкуснее: ботишал или беркал? И не дай Аллах похвалить в Чохе согратлинские беркал или чохские ботишал в Согратле. Или еще хуже – не понять, что вы съели – беркал или ботишал. И те, и другие готовятся из творога и картошки (или наоборот). Для нас может неважно, а вот каждая согратлинская хозяйка скажет: из картошки и творога. Начинка в ботишал тянется на весь Гунибский район, а в беркале – нет.
«Ватан» – местная достопримечательность
Подобные фестивали, по словам генерального директора Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи Пахрудина Омарова, укрепляют дружбу между селами, районами республики. Особый колорит празднику придавали народные песни и танцы.
– Наш музей прилагает большие усилия для сохранения и развития культуры дагестанских народов. И для нас важен каждый гость, во многом именно с посещения музея начинается знакомство с богатой историей Дагестана, – говорит он.
Как отметил министр по туризму и народным художественным промыслам Дагестана Эмин Мерданов, Гунибский район – один из тех муниципалитетов, в который хочется возвращаться, на этих землях происходило множество исторических событий, здесь представлены памятники природы и архитектуры. И подобные мероприятия, подчеркнул он, оказывают положительное влияние на развитие туризма.
Историко-мемориальный комплекс «Ватан» – местная достопримечательность. Его возвели в память об историческом подвиге дагестанского народа – разгроме войск Надир-шаха в Андалальском сражении в сентябре 1741 года.
– Боевые события развернулись в местечке Хициб близ сёл Чох и Согратль. Это сражение объединило многочисленные народы Дагестана, а в Иране с тех пор бытует пословица: «Если шах сошел с ума, пусть идет войной на Дагестан». Комплекс был построен в 2004 году по инициативе заслуженного энергетика РФ, председателя Общественной палаты РД Гамзата Гамзатова. К сожалению, его уже нет с нами, но он оставил о себе добрую память, – рассказывал гостям заведующий комплексом Гамзат Омаров.
…12 сентября 1741 года Надир-шах двинулся в сторону Андалала, куда отступили все, кто не желал признавать власть шаха. Сюда прибыл Муртазали, сын Сурхай-хана, из Лакии с отрядом. Под предводительством поэта Мирзы Калукского прибыл табасаранский отряд. Все собрались в Хицибе в районе предполагаемого сражения. Победа, одержанная дагестанцами, отразилась на ходе мировой истории, повлияв на судьбу иранской державы и на политику Турции и России. Поражение обессилило шахскую армию и персидскую державу. А горцы сохранили свою свободу и независимость и сорвали многие замыслы шаха.
Победа стала достоянием всех народов республики, в этой борьбе крепла братская дружба, укреплялся дух. Именно в честь тех событий в нашей республике празднуется один из главных национальных праздников – День единства народов Дагестана. Историк
А. П. Новосельцев отмечал: «Звезда Надира закатилась в горах Дагестана». После поражения ни один его поход не увенчался успехом.