Как завещал дед
В Чохе есть обычай: когда празднуют рождение сына, к люльке привязывают кинжал с серебряной насечкой, в самом центре сакли вешают бурку с папахой, а под голову ребенка кладут Коран.
Иногда в честь младенца нарекают самого быстрого жеребца в сельском табуне. Все эти атрибуты должны помочь ему вырасти настоящим джигитом.
В далеком 1931 году 1 января в селении Чох прозвучали выстрелы – салют. Так сельчан оповещали о радостном событии – в семье Ибрагима Багдулова родился сын Магомедрасул.
Рассказывают, что его дед Исмаил в тот день пришел в гости к сыну с пандуром и посвятил внуку задушевную песню. Допев ее, он напутствовал новорожденного словами: «Пусть малыш Магомедрасул вырастет таким же, как и я: человеком, любящим веселье!». С этими словами рядом с буркой и кинжалом он повесил пандур.
Едва встав на ноги, малыш под чутким руководством дедушки учился танцевать, с годами все больше и больше проявляя свою страсть и талант к музыке и лицедейству. Впервые на сцену он вышел в 14 лет: выступал перед сельчанами на праздновании Дня Победы. Его зажигательный танец был встречен чохцами громкими аплодисментами и одобрительными криками.
Окончив 10 классов сельской школы, юноша поступает в Государственный театральный институт им. Луначарского. Непривычно строгими оказались требования к будущим артистам. Его педагогами были Б. Бибиков, О. Пыжова, О. Старостина. Помимо учебы, ежедневно занимались этюдами, танцами, пением, фехтованием – это необходимо будущему артисту.
В 1955 году выпускники ГИТИСа, пришедшие в труппу Аварского театра, совершили почти революционные преобразования в нем. Многие актеры и ценители творчества этой труппы до сих пор вспоминают спектакль «Ворон» по пьесе Карла Гоцци, в котором М. Багдулов блестяще сыграл роль Дженарола.
Через год театр осуществил постановку народного эпоса «Горный Али» в авторской трактовке режиссера Заирбега Алиханова. Спектакль прошел при полном аншлаге, в котором Багдулов сыграл не последнюю роль. Спектакль был отмечен как зрителями, так и театральными критиками, которые особенно восторженно отзывались о том, как Багдулов раскрыл всю сущность своего героя, сделав его образ ярким и памятным.
В 1967 году в Буйнакск приезжает начинающий молодой режиссер Хайбула Абдулгапуров со своей преддипломной работой – постановкой спектакля «Горцы» Романа Фатуева. Багдулову предложили главную роль Айгази. В то время он был уже опытным актером, сыгравшим более 30-40 ролей.
На Всероссийском театральном конкурсе, посвященном 50-летию Октябрьской революции, спектаклю и исполнителю роли Айгази были присуждены дипломы первой степени. Долгое время награды и почести обходили Багдулова стороной. Лишь в апреле 1960 года в Москве на Декаде дагестанской литературы и искусства ему было присвоено звание «Заслуженный артист Дагестана».
В 1997 году Магомедрасулу присуждено звание «Народный артист Дагестана», а в 2003-м – «Заслуженный артист России». Творческая деятельность артиста была многогранна и прекрасна, будь то постановки на сказки народов гор или на музыкально-танцевальные композиции.
Магомедрасул Багдулов ушел из жизни в 2012 году, оставив о себе добрую память.