Как звенит «Зульфикар»
Все мы любим легенды, истории, особенно мистические, а если они еще и связаны с Дагестаном, то лучше их знать. Тем более когда речь идет о холодном оружии. Гуляя по залам Национального музея РД им.
А. Тахо-Годи, мы видим в одной из витрин саблю с раздвоенным клинком. Это сабля «Зульфикар».
Так назывался меч пророка Мухаммеда, который после его смерти перешёл к праведному халифу Али ибн Абу Талибу. Один из знаменитых мечей доисламской Аравии, принадлежавший до пророка мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. «Зульфикар» считается одним из символов ислама, с арабского языка переводится как спинной хребет.
Сабле с двумя лезвиями приписывают магические свойства, об этом оружии говорится во многих источниках. Неудивительно, ведь с ней связано большое количество легенд и преданий. Она была широко известна во всем мусульманском мире, на клинках встречаются надписи арабской вязью, которая гласит, что «нет героя, кроме Али, нет меча, кроме «Зульфикара!». В описаниях говорится, что Мухаммед через несколько лет после Хиджры в одной из битв отобрал у саблю вождя местного племени меч, который в его руках приобрел магическую, сокрушительную силу. Позднее он передал это оружие своему зятю Али, потому его еще называют «мечом Али».
И в руках прославленного воина Али
сабля «Зульфикар» стала самым известным мечом в истории ислама. Так, если верить преданию, оружие славилось не только раздвоенным лезвием, оно обладало могущественной силой: разило только виновных, а если человек был невинен, то нельзя было его убить этой саблей. И рана, нанесенная ей, никогда не заживала. И поговаривали, что когда Али не сражался, он подбрасывал
саблю вверх, и «Зульфикар» просто оставался висеть в воздухе, а при необходимости вновь оказывался у него в руке и разил виновных.
– По одной из легенд «Зульфикар» для Али спустил с небес сам архангел Джабраил после того, как в жестокой битве Али сломал девять мечей. С «Зульфикаром» в руке Али бросился на вражеского предводителя Амра ибд Абдауда, о котором говорится, что сила его превосходила силу тысячи воинов. Но перед праведным мечом ни один враг не оставался не поверженным. Так, благодаря моще великой сабли Али одним лишь ударом разрубил щит и шлем врага. И стали считать, что «Зульфикар» — стражник границ мусульманского мира, с ним не страшен ни один враг. Говорят, что, если где-то умирал мусульманин, легендарный меч ломался на куски, если тот не был похоронен по всем мусульманским канонам. Похороны нужно было провести, как положено и как можно быстрее. Тогда обломки «Зульфикара» соединялись, и он вновь обретал былую силу и вставал на охрану границ мусульманского мира и, как прежде, повергал врагов, – рассказывает хранитель фонда оружия Национального музея РД им. А.Тахо-Годи Светлана Алиева.
Сабли «Зульфикары», по ее словам, чаще всего изготавливались в XVIII-XIX вв. Они не использовались в бою, но получили распространение на Востоке в качестве парадного оружия. В основном оно предназначалось для знатных особ. «Зульфикары» подчеркивали важность высокопоставленных лиц.
Дагестанские умельцы – лучшие умельцы, и за что бы они ни брались, все у них срасталось и сильно походило на оригинал. Широко известны амузгинско-кубачинские подражания «Зульфикару». Самые ранние работы из известных образцов подражания «мечу пророка» имели одно лезвие с раздвоенным концом. Позже мастера решили, что два острия на конце не что иное, как вид меча в профиль, и клинков на самом деле было два, а рукоять одна. И кавказские «Зульфикары» стали иметь два клинка.
– Сабля, находящаяся в музее, до ХХ века хранилась в семье Чупановых – аварских потомков полководца, участвовавшего в битве с Надир-шахом, – говорит Светлана Алиева.
На той, что хранится в музее, выгравированы надписи и изображения: цветочные орнаменты, змея с позолоченной пастью, лев, дом, а между деревьями мужчина в чалме и халате держит в руках золотой меч. В 1936 году клинок был продан музею за 300 рублей. Эти деньги помогли семье выжить при депортации.