X
07:44 15.08.2025

Какого цвета Дагестан?

Если вы никогда не были в Китае, то знайте – он зелёный. А ещё просторный, холмистый и обволакивает вас своей неторопливостью, созерцательностью и спокойствием. Удивлены? Я не была в Китае, но верю взгляду художника Саиды Мусаевой, чья выставка открылась в Музее искусств «Центр этнической культуры» в Махачкале.

Зелёная стена выставочного зала – это ее работы о Поднебесной, где Саида побывала по приглашению в 2019 году. Поначалу кажется, что вся экспозиция «Дороги Востока» будет выдержана в этой же стилистике. Но нет. Двигаясь по Великому Шелковому пути, в который практически собрался маршрут выставки, мы вместе с художником совершаем духовное путешествие по местам силы Дальнего и Ближнего Востока, а картины–«остановки» в этом художественном передвижении отражают разнообразие мира, где мы живём, и непохожесть восприятия его разными людьми. Отсюда и смена живописной манеры автора.

Захотелось подтвердить эту свою мысль у Натальи Савельевой, заслуженного художника Дагестана. Спрашиваю, меняется ли техника художника в зависимости от натуры, от выбранной темы?

– Когда ты профессионал, – говорит мастер, – то и к разной натуре подходишь по-разному, подбираешь стилистический язык. Я прекрасно понимаю, почему Саида пишет Китай именно так: он тягучий, он зеленый, он как будто вечность. Эти картины как пауза, когда ты плывёшь в этом состоянии ощущения тысячелетней истории. Что касается города, то тут более рваный мазок, другая цветовая гамма, иная общая живописная подача – импрессионистская, я бы сказала. Такое стилевое разнообразие говорит о том, что перед нами профессионал высокого уровня, не каждый художник может похвастать владением разными техниками.

Вот Самарканд с желтым насыщенным небом. И почему-то сразу приходит мысль, что двое на картине в восточных халатах говорят на закате, когда солнце освещает всё вокруг уже мягким, лёгким светом. Да, небо жёлтое, но ощущение такое. Мастерство.

А вот Марокко. Смотришь на полотна и думаешь: жарко, немного пыльно, как будто бы оранжево.

Из восточного города с шумными рынками попадаем в яркую, солнечную Турцию. Перед нами крыши Антальи и прекрасный Стамбул. Путешествие было бы неполным, если бы мы вместе с автором не заехали на ее родину. Это ночной Тпиг, откуда родом семья Саиды Мусаевой. Он синий. Но сама художница выросла в Петербурге и свой город видит совсем не так, как часто он предстает в живописи и в литературе тоже. Питер у нее чёткий, вырисованный, радостный и залитый солнцем.

– Я архитектор-живописец, – говорит о себе художница. – Мои работы про историю, про корни, про то, что мы не должны терять. В каждой моей картине любовь к миру. Я поняла, что представленная здесь серия как будто собирается в Шелковый путь, в восточный цвет и колорит. Все работы разные, они писались в разное время, а значит, и я была всегда немного другая, ведь взгляд художника постоянно меняется. Люблю историю, архитектуру, с удовольствием работаю на пленэрах, пишу и натюрморты, и портреты. Искусство необъятно, его надо чувствовать, и оно будет с вами разговаривать, будет вас развивать, наполнять, под влиянием искусства мы становимся другими людьми.

Самобытный художественный­ язык и оригинальность содержания делают выставку «Дороги Востока» интересной для зрителей разных художественных предпочтений и привлекают самое пристальное внимание профессионалов.

На вернисаже маститые художники отмечали оригинальный подход автора к раскрытию заявленной темы, разноплановость почерка, математическую точность и умение видеть пространство, показать на маленьком холсте перспективу, а также необычайную
эмоциональность работ.

Что вынесет для себя обычный зритель, пришедший на выставку? Эта игра с цветом, проба различных техник и предложенный Саидой Мусаевой свой вариант осмысления пространства и места заставили меня, например, задуматься вот над чем: а какого цвета мой Дагестан? Он резкий или плавный, чёткий или размытый, яркий или пастельный? Хорошо, когда искусство не только переполняет тебя чувствами, но и заставляет ставить перед собой вопросы.

Наша справка:

Саида Мусаева родилась в городе Всеволожске Ленинградской области. Окончила факультет архитектуры Академии художеств им. И. Е. Репина с золотой медалью (премия им. И. Е. Репина). Ее дипломная работа «Парк активного отдыха в Петродворце» завоевала диплом I степени в международном смотре-конкурсе выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну.

Постоянный участник российских и международных выставок, она работала по приглашению в Турции, Китае. Действительный член Союза художников России.

Выставка работает до конца сентября.

Статьи из «Выставки»

Вернисаж под дагестанским небом

10
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Краски жизни и голоса эпохи

12
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Неповторимый мир мастера

51
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

87
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

«Архив Ахульго». История с продолжением

50
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

Порталы в прошлое

39
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Краски Ингушетии в Стране гор

23
Ингушетия… Стоит произнести это слово, и перед глазами башни-великаны – немые хранители...

Краски нашей Родины

67
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

На языке красоты

29
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Свет сквозь печаль

31
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

44
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

Великому подвигу посвящается!

111
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...