Камни родины и космос Миясат Муслимовой
Увидела в списке номинантов на Госпремию Республики Дагестан в области литературы знакомый сборник Миясат Муслимовой «Камни моей родины» - и рука потянулась к перу (к клавиатуре, то есть), потому что не было и нет в поэзии Дагестана таких строк, после которых не просто восхищаешься красотами горной страны, но и влюбляешься бесповоротно в ее людей, ее горы, камни и солнце. Первое потрясение от стихов Миясат я испытала, когда открыла подаренную ею книгу наугад и прочла:
На крыше мама с кувшином
День с молоком взбивала,
Желтое масло в лощины
Густо стекало. «Это твое Макондо»).
Это было в 2015 году, в первую нашу встречу на форуме переводчиков в Звенигороде. После каждый раз я просила ее прочитать это стихотворение, и волшебство повторялось:
В спину толкает ветер, тминной обидой веет,
На подошвах крестьянских ног уносим останки земли,
Станут ладони мягче и души чуть-чуть слабее,
Чтобы не слышать, как в поле ищут зерно ковыли…
«Есть такая земля» — этими словами открывается книга – и сразу захватывает дух, то ли от удара строки, близкой по размаху с древнегреческим гекзаметром, то ли от любви и боли, клокочущей в каждом слове:
Есть такая земля – кто осмелится тронуть рукою ее впалую грудь и зияние вырванных дней?
Кто втоптал ее косы в песок и кровавой строкою пишет черную книгу безумья и смерти ее сыновей?
А вот и древние греки – неспроста же родилась эта аналогия с гекзаметром:
«Глухо ропщет суровая быль и доносит до слуха
Прометеево имя в горах и священное слово — «Кавказ».
Что ни слово, то боль вперемешку с любовью, не напускной и слащавой, а искренней и глубокой. Камни родины – они живые для поэта, они же и стали главными героями книги. Архетип камня – он общий для всех народов Кавказа. У нас, адыгов (черкесов), с языческих времен бытует самая крепкая клятва: «Уащхъуэ мыващхъуэ кIанэ», что означает «Синим небом клянусь, серым камнем». Вот и у Муслимовой камни — безмолвные судьи и свидетели всего сущего:
Посохом были тропы
И колыбелью – горы.
Ты не услышишь ропот,
Камни укроют поле.
И совсем горькое:
Нет в горах больше камня – разменяли твердыни на щебень,
Мастерство не в цене, дни ломают вершинам хребты.
Замолкают слова, рассыпаются башни и спускается темень
На скалистые думы земли…
Иногда страшно за нее. Это Поэт и Женщина, которая идет напролом. Не боится ничего и никого. А все потому, что в ней сконцентрировалась вся боль прошлого и настоящего. Настоящее тревожит ее не меньше, чем тени прошлого. Она так и кается:
О, если б я умела так молчать,
Как отчая земля под эхом взрывов…
В какой-то момент слабая женщина бросает вызов мужчинам:
В горах не осталось мужчин,
Чье слово было бы лучше их молчания,
Потому что предательство стало их жизнью,
А те, чье молчание не могут искупить никакие слова,
Преданы земле,
Потому что лучших она прячет в своих глубинах.
Она – Поэт, назначивший себя ответственным за прошлое и настоящее своей Земли. А может, ее назначили Свыше? Мужчины рождаются, чтобы защищать, закрывать собой. Но женщины? Почему сегодня все чаще приходится слышать, что одна надежда на них, хоть и слабых, но непокорных и бесстрашных? Что с нами происходит? «Одна надежда…» Пусть прочтет его хоть раз каждый кавказец и сделает выводы. Хотя бы последнюю строку пусть прочтет: Одна надежда – На Айшат…
И тогда, возможно, посетит нас всех страх, не тот, что заставляет прятаться за спинами других, а держать ответ – за себя, за детей, за матерей.
Может, если бы смерч тайной силы смог обернуться вокруг земли,
Девочки с несозревшим сердцем не успели бы обернуться поясом смерти,
И мальчики с когда-то пухлыми щечками, прикасаясь к холоду оружия,
Никогда не забывали бы руку матери,
Ведущей их к дому…
И так в каждом стихотворении. Миясат заставляет страдать вместе с собой – и думать, думать…
Что ни слово, то боль вперемешку с любовью, не напускной и слащавой, а искренней и глубокой. Камни родины – они стали главными героями книги
Но живет надежда, пока есть на свете любовь, красота, мама. Мать – особая тема в поэзии Муслимовой. Это фольклорный персонаж, нескончаемый мотив, преисполненный любовью – и снова болью. Заметим, что слово «любовь» крайне редко встречается в ее стихах: «Любовь в горах не знала многих слов». Да! Но прочитайте потрясающий цикл верлибров – своеобразных баллад о матери. Сколько же нежности, такта, терпения в этой женщине!
Чтобы говорить с мамой,
Долго пробую свой голос.
На бодрый она ответит молчанием
И усилием отдаления,
На беспокойный – закроет глаза,
На якобы равнодушный –
Отвернется к окну.
Всего не перескажешь. Строк газетных не хватит. А как хотелось бы процитировать стихи из цикла «Памяти Нико Пиросмани», моих любимых «Диалогов с Данте»! Вот кому адресуются все больные вопросы бытия, — тому, кто проведет нас по всем кругам земного ада и ответит на все вопросы:
Куда идти, учитель? – я сказал.
В краю камней нет камня для опоры…
И, стихотворение за стихотворением, задает мучительные вопросы. И с горечью сама же утверждает:
У них вопросов нет. Так будет ли ответ? Куда идти, учитель?
Почему я так часто цитирую стихи Миясат?
Во-первых, люблю. Ее книга зачитана мною едва ли не до дыр. Это в перерывах между тем, как ее рвали у меня из рук другие почитатели таланта дагестанского поэта в моей Кабардино-Балкарии. Это правда, без всякого лукавства. «Камни моей родины» — бестселлер и библиографическая редкость, попробуйте найти ее в книжных магазинах или даже в Интернете. А во-вторых, мне страшно подумать, что кто-то не читал этих стихов. И я, цитируя любимые строки, доношу до тех, кто еще не испытал радости общения с этой высокой поэзией: читайте «Камни моей родины», перечитывайте – и гордитесь, что есть на вашей земле потрясающий поэт-лирик, поэт-философ, поэт-патриот! Я, не имеющая к Дагестану отношения по рождению, чувствую себя причастной – и испытываю приятную зависть к людям той земли, что рождает такие таланты. Мечтаю провести вечер поэзии лауреата Госпремии Дагестана Миясат Муслимовой у нас в Нальчике, в Литературном салоне над озером. Да сбудется!
Я хочу услышать,
Как звучит в горах выражение «любовь к родине»…
Я уже услышала. В стихах Миясат Муслимовой. Имеющий уши да услышит: ее голос – это голос Дагестана и вселенской любви, не умещающейся в груди. Как же она, оказывается, прекрасна и трагична, эта земля, которую я не видела, разве что однажды давным-давно, проездом на море…
Я хочу быть маленьким камешком
В ладонях твоих желаний,
О моя усталая родина!
Уверенно могу рекомендовать не только от своего имени, но и от имени многих литераторов и ценителей подлинного искусства сборник Миясат Муслимовой «Камни моей родины» на присвоении Государственной премии Республики Дагестан.