Купить PDF-версию
22:36 | 21 ноября, Чт
Махачкала
X

Кавказская война: гендер политический, социокультурный…

Как одна из самых противоречивых, характеризующихся тектоническими смещениями, четвертьвековая Кавказская война XIX века с российской империей, оказавшая влияние не только на национальную, духовную историю Кавказа, но и на геополитику самой России, по сей день остается одной из самых обсуждаемых. Вызывая яростные споры среди новой элиты, экспертов, политологов, трактующих порой полярные, зачастую конъюнктурные точки зрения в желании сместить политические акценты современного Дагестана.

Портрет особой пробы…

Рассматривая историю многовекового сосуществования горских народов не с позиции исторической науки, а как сложное многоаспектное представление о формировании российской империи, исследователи нового века находят объяснение долговременному противостоянию горного края, отразившемуся на психологии современных горцев, их быте и укладе. И усматривая в самом термине «Кавказская война» множество противоречий, политического мифотворчества, проводя политическую параллель прошлого с современными конфликтологическими производными в попытке переосмыслить исторический контекст. Выступая таким образом с объективными причинами характера и сущности Кавказской войны. Обращая внимание на то, что в ход идут не только политические подтасовки, но псевдоученые зачастую прибегают к перекосу в родовом, внутрисемейном устройстве быта горцев, недооценивая способность горянки приспосабливаться к многолетней войне, не растеряв главных качеств женщины гор, превратившую в силу обстоятельств горскую женщину в спутницу воина. Вместе с отцом своих детей она защищала свое гнездо с решимостью и мужеством, не уступая, а проявляя выносливость, мудрость, сформировав особый статус матери и жены. К мнению которой прислушивались сильные мужчины, отдавая должное ее храбрости, умению выстоять, поддержать обессилевших от атак врага храбрецов, поднимая их на новый бой и погибая вместе со своими мужьями, братьями.

Автор, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории ДГУ О. Мутиева, последовательно исследуя природу гендерного устройства дагестанской женщины, «обретающей социальный и правовой статус», создает психологический портрет особой золотой пробы, женщины- матери, женщины-воина, женщины-жены, испытавшей на себе все тяготы военного времени, ссылаясь на документальную правдивость очевидцев, адептов большой Кавказской войны, сумевших вписаться в острый политический кризис, по сути создав своеобразную визитную карточку горской женщины, сумевшей жить в условиях войны обычной жизнью, ежедневно рискуя, но не теряя самообладания, смело участвуя в страшных сражениях, добывая, рискуя жизнью, пищу и воду для семьи. С другой стороны, обращаясь к историографии, исследователь акцентирует внимание читателя на то, что « отдельные авторы, являясь представителями официально-монархического направления, в своих трудах оправдывали методы завоевания Кавказа, считая их необходимыми и исключительно правильными, что только так можно искоренить «дикие, средневековые» предрассудки горцев и бесправное «рабское» положение дагестанской женщины, проводя причинно-следственную связь между непосильным трудом, здоровьем и красотой горской женщины.

Повседневность и героизм…

Вместе с тем, авторы, непосредственные участники и свидетели Кавказской войны, в исторических источниках отмечают самоотверженность женщин-горянок проявляемую при обороне аулов, акцентируя внимание на особенностях «материнского поведения в экстремальных реалиях войны». Автор, скрупулезно исследуя особенности Кавказской войны, приводит в пример опыт участия матерей в судьбах детей-аманатов- заложников, различные интересные наблюдения, характеристики, аспекты взаимоотношений военных властей с семьями знатных горцев. Интересны в этом контексте наблюдения, психологические характеристики зарубежных ученых. Так, кавказовед Дж. Баддели, осветивший в своих трудах хронику завоевания Кавказа русскими, опираясь на интересные факты, документы, опубликованные Кавказской археографической комиссией, говоря о военных кампаниях русских войск, приводит интересные сведения, отражающие женскую военную повседневность, участие женщин-горянок в оборонительных сражениях Кавказской войны. К сожалению, у дореволюционных авторов, пишет наша современница, дагестанский ученый, сложился стереотип восприятия дагестанской женщины как человека лишенного элементарных прав, находящегося в домашнем рабстве. И описывая женский повседневный труд, некоторые авторы подчеркивали природную лень и праздный образ жизни горских мужчин, превращавших спутниц жизни в рабочую силу. Жизнь в ее естественном проявлении представлялась им чем-то ужасным и тягостным, страдая субъективным взглядом в отношении образа горянки.

Но с окончанием Кавказской войны началась работа местной администрации по сбору и систематизации материалов по дагестанским адатам народов горного края, их переводу на русский язык, для чего были задействованы этнографы, лингвисты, правоведы историки, отражающие в своих трудах соотношение адатного и мусульманского права, судоустройство и судопроизводство в пореформенный период. А различные аспекты семейной жизни периода Кавказской войны рассматривались в статьях этнографов, дагестанских авторов с точки зрения объективной реальности, стремившихся дать правдивую картину повседневной жизни женщины гор, опровергая сам тезис «забитости», «рабского положения» дагестанских женщин. Автор вызывает уважение методичным исследованием, учитывающим различные взгляды, давая таким образом полную картину Кавказской войны, сплетенную из мельчайших деталей, зафиксированных исследователем науки. Ценность исследований О. Мутиевой в том, что охватывая различные исторические периоды, характеризовавшиеся длительными, локальными войнами, она дает объективную документальную картину, опираясь на подлинные документы, современную историографию региональных исследователей, в которых превалируют материалы, основанные на этнографии дагестанских народов, затрагивающих тему женской повседневной жизни.

Женская повседневность. Единица времени

В то же время ключевая тема, одно из самых востребованных направлений, требует объективного осмысления, учитывая, что новейшие разработки в современной гендерной политике, порой смещают акценты, обращая внимание на эмоциональные сентенции женщины гор, не отдавая должное ее роли в истории горцев. Автор наиболее полно раскрывает тему женской повседневности как в Кавказской войне, так в период ВОВ, обращая внимание на сложности, с которыми сталкивалась женщина, с учетом специфики и условий труда, социальной политики в отношении женского населения, позволяя своими исследованиями рассуждать, что у кавказской женщины особое женское пространство, учитывая традиционную культуру народов Северного Кавказа, характеризуя роль и место дагестанской женщины в семье и обществе, ее участия в миротворчестве, в той же специфике женского труда, семейных отношений. Исследователь полагает, что именно кавказская женщина являлась носительницей дагестанских культурных традиций, учитывая, что повседневная жизнь женщин в контексте трансформационных процессов, жизни советского общества, представляет особый интерес тем, что женщина-горянка была вовлечена в общественную жизнь, государственную деятельность, доказывая, что может быть прекрасной матерью, хозяйкой, хранительницей очага, смело заявляя о себе в научной, государственной деятельности.

Ахульго как фактор повседневности

Автор по новому трактует образ дагестанской женщины, корневая основа которой, сформировавшись в период потрясений Кавказской войны, повлекла перемены в связи с изменениями в существовавшей форме имамата, на смену которому пришла русская военная администрация, став важным определяющим критерием в отношении местного населения к Российской империи. Умело лавируя, горцы находили оптимальные пути адаптации к новым реалиям. Их приспособленность отражала базовые ценности и механизмы повседневности, учитывая, что обстоятельства военного времени постепенно привели к тому, что основной части населения приходилось выживать, что повлекло изменение гендерных границ, труда, меняя привычный ход вещей, заставляя женщину проявлять изворотливость и смекалку. А современные историки, характеризуя дагестанскую женщину как фигуру трагическую, ставшую жертвой Кавказской войны, видоизменившую ее образ жизни, психологию, обращают внимание, что героическая оборона Ахульго, одно из наиболее трагических событий в истории Кавказской войны, более чем ясная поведенческая картина женщины гор. Когда мужество женщин, доведенных до отчаяния, их самоотверженность на пути к неминуемой смерти, не оставляли равнодушными даже неприятеля, пишет О. Мутиева.

Так, отмечая храбрость горских женщин, русский генерал писал об отчаянии горцев, предвидевших свою неминуемую гибель, но не сдававшихся неприятелю, защищаясь по последнего. И тогда женщины с детьми, взяв в руку камни и кинжалы, бросались на штыки русских, а если не было другого выбора, бросались в пропасть. Драматические события остались в памяти народной, о героях Ахульго слагали песни, восхищаясь мужеством не только мюридов, но их жен, сестер, матерей. И в современной историографии гендерная тема стала не только предметом обсуждения образа женщины-горянки. Но и информационным поводом для проведения международной конференции «Женское наследие в культурах народов России и мира». Председатель российской ассоциации исследователей женской истории, доктор исторических наук, профессор Наталья Пушкарева в своем выступлении отметила как одну из важных задач конференции, прошедшей в стенах ДГУ- реконструирование женского исторического опыта, тиражирование и освоение духовных ценностей, хранимых женщиной гор. Женское культурное наследие, по словам Пушкаревой- фактор развития осознанной личности будущего.

Роль женщины в общественной жизни, ее неоценимый вклад в российскую историю, науку, культуру, подчеркнула общественный помощник Главы РД, профессор ДГУ Л. Авшалумова, отметив, что в этом году на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи, Президент России В. Путин отметил уникальную роль женщин в России. А проректор по научной и инновационной работе ДГУ А. Гаджиев подчеркнул, что Дагестан не случайно стал местом проведения конференции: «Наши женщины, горянки веками хранят национальные традиции и духовные ценности Дагестана, они играют важную роль в сохранении исторической памяти и культурного наследия».

Статьи из «Книжная полка»

Не просто город

53
Город, в котором ты родился и вырос, никогда не будет для тебя просто городом. В нем –...

Дилемма века

16
Обращаясь к историческому прошлому, к объективной правде документальных источников,...

Награда – показатель успеха

12
В год юбилея Расула Гамзатова в большом количестве вышли в свет новые книги жемчужины...

Просветитель исламской культуры

260
В Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова прошла...

Благой нрав и чистое сердце

24
Посвятив шесть лет глубокому изучению истории Дагестана, доцент кафедры гуманитарных...

Стихи не могут умереть

63
В эти майские дни наша республика широко отмечает 155-летие одного из выдающихся дагестанских...

Книга о долге и чести

14
В Музее боевой славы им. В. Макаровой в рамках масштабной всероссийской акции «Ночь музеев»...

Герои моего времени

59
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...