Каждая его выставка – событие
Необычная выставка открылась в галерее Театра поэзии. В экспозиции под названием «Скелет» представлена коллекция изделий из дерева известного художника Ибрагимхалила Супьянова. Выставка проводится совместно с Музеем истории Махачкалы.
Здесь можно проникнуться духом современного искусства и увидеть, как куски дерева обретают новые формы. Супьянов – представитель современного абстрактного символизма, он нашел свой собственный и неповторимый стиль в художественном направлении.
В экспозиции собраны объекты из дерева, созданные на протяжении 20 лет. Его творчество заставляет задуматься не только каждого зрителя, но специалистов. Талант мастера проявился и в сценографии. Он главный художник Театра оперы и балета, создает декорации и эскизы костюмов. И его работы всегда вызывают зрительские симпатии.
– Где-то крашеные куски дерева, точнее, деревянные отходы, где-то вытянутые или квадратные – объекты, которые вы видите на выставке, показывают, как мы меняемся. Если вкладывать туда смысл – всё разрушается. А если посмотреть в целом, то они похожи на скелет. Как сказал известный французский архитектор швейцарского происхождения Ле Корбюзье: «Кость – это самая совершенная скульптура». Его выражение и натолкнуло на мысль о названии выставки, – комментирует автор.
Поздравить художника с персональной выставкой пришла министр культуры РД Зарема Бутаева.
– Рада приветствовать вас на открытии нового выставочного проекта, который объединил настоящих мастеров своего дела! Это особая синергия выдающегося таланта народного художника Дагестана Ибрагимхалила Супьянова и высокого профессионализма кураторов выставки – Музея современного искусства города Махачкалы и Театра поэзии. В этом камерном пространстве, которое полюбило наше художественное сообщество, сегодня представлено, не побоюсь этого слова, мировоззрение одного из самых авторитетных мастеров изобразительного искусства нашей республики, произведения художника-мыслителя, художника-поэта. Каждая выставка Ибрагимхалила Супьянова – это всегда событие! Это всегда сконцентрированное послание духовных исканий и открытий, нечто будоражащее сознание и воображение. Объекты из дерева, видеоарт, тексты и даже название полны глубинного смысла, который предлагается к познанию и собственной трактовке. Его творчество стало замечательным явлением культурной жизни республики и вошло в золотой фонд современных национальных творческих достижений.
Ибрагимхалил Камилович, мы любим ваше многогранное творчество и гордимся тем признанием, которое вы по праву заслужили не только в родном Дагестане и России, но и за рубежом, – сказала министр.
Живописец, график, сценограф… Для гостей выставки Супьянов открылся и с другой, неизвестной стороны. Его стихи и тексты вошли в изданный к проекту сборник «Снег на полях страниц стареет быстро».
Вот одно из его произведений: «Едва замечаю того, о ком расспрашивают. Чувство слабости и страха в своём странном, прозрачном теле, впрессованном в стену. Ожидающий его исчезновения, чтобы остался след стёртого приключения, не открыв глаза, полёт стрелы указывает на «Выход». К выходу, где происходит развязка, где я узнаю себя частью мира. Возобновлённый контакт. Теперь вне музея. Узнаю ветер пустыни, дым, ладан и отфильтрованные через свалку мусора городские сплетни. Все предметы без теней. Матовый свет. Нет никакого «дальше». Куча звезд переместилась в одну сторону, и образовался провал. Всё запуталось. Как двигаться на Восток? Где север холодный? Звезды светят ярче и не делятся с тобой информацией. Стой и привыкай: к самому минимальному пространству; к самой минимальной информации; к месту, где отсутствует тень».
Создать нестандартную выставку художнику предложила директор Музея истории Махачкалы Зарема Дадаева. А всё началось с ее визита в мастерскую И. Супьянова.
– Я пришла в его мастерскую, прониклась атмосферой, идея пришла сама собой. Идея была представить именно тексты, уже в работе Ибрагим решил включить в выставку текстов объекты скульптуры. Его тексты – что-то удивительное, глубокое, основательное, – говорит Зарема Дадаева. – Скелет – это основание человека, мироздания, страны… Выставка показывает нам, что всё можно собрать, можно создать, а хорошо или плохо, зависит от нас.
Ценители его творчества видели и живописные полотна. Они действительно обладают особой гипнотической силой и притягательностью. Над ними точно не властны ни время, ни мода. Они заставляют замереть и вглядываться, вчитываться. Художник будто смотрит на мир извне.
Заместитель директора Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи, искусствовед Джамиля Дагирова рассказывает о своем отношении к творчеству художника.
– Супьянов имеет высший ранг в искусстве Дагестана. Его любят и почитают все. А вот понимают ли, чувствуют ли его творчество, не уверена. К ним относилась и я. Формально знаю хорошо биографию, творческую ретроспективу, работы, плюс общение и множество выставочных соучастий и пересечений. В прошлом году я поставила перед собой задачу все-таки определить, прочувствовать, пропустить через личное чувственное зеркало и разгадать замысел творческого супьяновского стиля. Вдумчивость – вот что помогает уловить нерв. Выставка в Национальном музее к юбилею художника, собрание полной визуальной иконографии и большого архива, экспозиция открыли мне тот плотный занавес смыслов и форм художника, о котором я догадывалась только. Свой ответ я нашла. И выставка деревянных объектов «Скелет» подтвердила мою сложившуюся гипотезу. Это здорово! Это моя маленькая победа над собой. Ведь понять человека, а тем более художника, практически невозможно. Формализм и популизм не мой путь, но радость открытий ничем не заменить. Ну, а про гипотезу пока помолчу, она должна прорасти и вызреть окончательно. Может, напишу текст… потом.
Ибрагимхалил Камилович Супьянов родился в 1971 году, окончил Дагестанское художественное училище имени Джемала. Многие годы работает художником в театрах Дагестана, участвует в республиканских, всероссийских, международных художественных выставках. С 1982 года член Союза художников России, лауреат Госпремии Дагестана. Работы Супьянова хранятся в собраниях музеев и частных коллекциях в России, Германии, Чехии, США, Испании, Франции, Польше, Индии, Израиле.