X
10:21 07.04.2022

Каждая его выставка – событие

Необычная выставка открылась в галерее Театра поэзии. В экспозиции под названием «Скелет» представлена коллекция изделий из дерева известного художника Ибрагимхалила Супьянова. Выставка проводится совместно с Музеем истории Махачкалы.

Здесь можно проникнуться духом современного искусства и увидеть, как куски дерева обретают новые формы. Супьянов – представитель современного абстрактного символизма, он нашел свой собственный и неповторимый стиль в художественном направлении.

В экспозиции собраны объекты из дерева, созданные на протяжении 20 лет. Его творчество заставляет задуматься не только каждого зрителя, но специалистов. Талант мастера проявился и в сценографии. Он главный художник Театра оперы и балета, создает декорации и эскизы костюмов. И его работы всегда вызывают зрительские симпатии.

– Где-то крашеные куски дерева, точнее, деревянные отходы, где-то вытянутые или квадратные – объекты, которые вы видите на выставке, показывают, как мы меняемся. Если вкладывать туда смысл – всё разрушается. А если посмотреть в целом, то они похожи на скелет. Как сказал известный французский архитектор швейцарского происхождения Ле Корбюзье: «Кость – это самая совершенная скульптура». Его выражение и натолкнуло на мысль о названии выставки, – комментирует автор.

Поздравить художника с персональной выставкой пришла министр культуры РД Зарема Бутаева.

– Рада приветствовать вас на открытии нового выставочного проекта, который объединил настоящих мастеров своего дела! Это особая синергия выдающегося таланта народного художника Дагестана Ибрагимхалила Супьянова и высокого профессионализма кураторов выставки – Музея современного искусства города Махачкалы и Театра поэзии. В этом камерном пространстве, которое полюбило наше художественное сообщество, сегодня представлено, не побоюсь этого слова, мировоззрение одного из самых авторитетных мастеров изобразительного искусства нашей республики, произведения художника-мыслите­ля, художника-поэта. Каждая выставка Ибрагимхалила Супьянова – это всегда событие! Это всегда сконцентрированное послание духовных исканий и открытий, нечто будоражащее сознание и воображение. Объекты из дерева, видеоарт, тексты и даже название полны глубинного смысла, который предлагается к познанию и собственной трактовке. Его творчество стало замечательным явлением культурной жизни республики и вошло в золотой фонд современных национальных творческих достижений.

Ибрагимхалил Камилович, мы любим ваше многогранное творчество и гордимся тем признанием, которое вы по праву заслужили не только в родном Дагестане и России, но и за рубежом, – сказала министр.

Живописец, график, сценограф… Для гостей выставки Супьянов открылся и с другой, неизвестной стороны. Его стихи и тексты вошли в изданный к проекту сборник «Снег на полях страниц стареет быстро».

Вот одно из его произведений: «Едва замечаю того, о ком расспрашивают. Чувство слабости и страха в своём странном, прозрачном теле, впрессованном в стену. Ожидающий его исчезновения, чтобы остался след стёртого приключения, не открыв глаза, полёт стрелы указывает на «Выход». К выходу, где происходит развязка, где я узнаю себя частью мира. Возобновлённый контакт. Теперь вне музея. Узнаю ветер пустыни, дым, ладан и отфильтрованные через свалку мусора городские сплетни. Все предметы без теней. Матовый свет. Нет никакого «дальше». Куча звезд переместилась в одну сторону, и образовался провал. Всё запуталось. Как двигаться на Восток? Где север холодный? Звезды светят ярче и не делятся с тобой информацией. Стой и привыкай: к самому минимальному пространству; к самой минимальной информации; к месту, где отсутствует тень».

Создать нестандартную выставку художнику предложила директор Музея истории Махачкалы Зарема Дадаева. А всё началось с ее визита в мастерскую И. Супьянова.

– Я пришла в его мастерскую, прониклась атмосферой, идея пришла сама собой. Идея была представить именно тексты, уже в работе Ибрагим решил включить в выставку текстов объекты скульптуры. Его тексты – что-то удивительное, глубокое, основательное, – говорит Зарема Дадаева. – Скелет – это основание человека, мироздания, страны… Выставка показывает нам, что всё можно собрать, можно создать, а хорошо или плохо, зависит от нас.

Ценители его творчества видели и живописные полотна. Они действительно обладают особой гипнотической силой и притягательностью. Над ними точно не властны ни время, ни мода. Они заставляют замереть и вглядываться, вчитываться. Художник будто смотрит на мир извне.

Заместитель директора Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи, искусствовед Джамиля Дагирова рассказывает о своем отношении к творчеству художника.

– Супьянов имеет высший ранг в искусстве Дагестана. Его любят и почитают все. А вот понимают ли, чувствуют ли его творчество, не уверена. К ним относилась и я. Формально знаю хорошо биографию, творческую ретроспективу, работы, плюс общение и множество выставочных соучастий и пересечений. В прошлом году я поставила перед собой задачу все-таки определить, прочувствовать, пропустить через личное чувственное зеркало и разгадать замысел творческого супьяновского стиля. Вдумчивость – вот что помогает уловить нерв. Выставка в Национальном музее к юбилею художника, собрание полной визуальной иконографии и большого архива, экспозиция открыли мне тот плотный занавес смыслов и форм художника, о котором я догадывалась только. Свой ответ я нашла. И выставка деревянных объектов «Скелет» подтвердила мою сложившуюся гипотезу. Это здорово! Это моя маленькая победа над собой. Ведь понять человека, а тем более художника, практически невозможно. Формализм и популизм не мой путь, но радость открытий ничем не заменить. Ну, а про гипотезу пока помолчу, она должна прорасти и вызреть окончательно. Может, напишу текст… потом.

Ибрагимхалил Камилович Супьянов родился в 1971 году, окончил Дагестанское художественное училище имени Джемала. Многие годы работает художником в театрах Дагестана, участвует в республиканских, всероссийских, международных художественных выставках. С 1982 года член Союза художников России, лауреат Госпремии Дагестана. Работы Супьянова хранятся в собраниях музеев и частных коллекциях в России, Германии, Чехии, США, Испании, Франции, Польше, Индии, Израиле.

Статьи из «Выставки»

«Архив Ахульго». История с продолжением

31
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

Порталы в прошлое

33
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Краски Ингушетии в Стране гор

23
Ингушетия… Стоит произнести это слово, и перед глазами башни-великаны – немые хранители...

Краски нашей Родины

37
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

На языке красоты

27
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Свет сквозь печаль

31
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

44
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

Великому подвигу посвящается!

110
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

45
Музыка всегда сопровождала советских...

За каждой картиной – история

35
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...