Купить PDF-версию
16:36 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
08:59 25.05.2010

Каждому – свое

Комедия французского драматурга «Женитьба Фигаро» не потеряла актуальности и в наши дни. Поэтому Русский драматический театр справедливо обратился к ней. А на каком уровне она подана и режиссером, и художником, и актерами, поговорим ниже. Режиссер-Марина Карпачева. Художник - заслуженный художник РД Ибрагимхалил Супьянов.

Бывает такое, что в спектакле особого внимания не обращаешь на декорацию и сценографические фантазии — они как бы незаметны на фоне театральных событий — имеется в виду обычный зритель, которому не так важны внешнее оформление и предметная обстановка. Но в этом спектакле такой случай исключен. Как всегда, И.Супьянов своим почерком легко узнаваем и здесь. Яркокрасочная декорация ласкает глаз. На все пространство задника натянуто огромное полотно, на котором величаво изображен роскошный быт графа Альмавивы. На всем пространстве полотна раскинулось красивое трехэтажное здание с арками. На стене висят роскошные портреты людей в обрамлении растений. Это своеобразная художественная условность, обозначающая зал в богатом замке графа Альмавивы. Это, что касается декорного шика.

Есть необходимость рассказать и о внутреннем убранстве замка. Здесь тоже чувствуется изящная орнаментальность на всех уровнях. Двери покоев графа привлекательны узорами. На стенах вазы с пышными растениями. Справа и слева удобные беседки с матерчатыми навесами. Все это подчеркивает сытость и благополучие хозяина. Здесь важна еще одна деталь: перед правой беседкой стоит бочонок с вином . Это есть своеобразный акцент на то, что граф не знает нужды ни в чем.

А теперь о сценографии. Геометрическая разбивка сценического пространства хорошо продумана. Основной интерьер отодвинут в глубь сцены — почти вплотную к заднику. Такой графический прием позволяет освободить серединную часть сцены, потому что все бурные события сюжета происходят именно здесь.

Художественное оформление и сценографическое решение образуют единство во времени — ни декорный фон, ни сценография не меняются на всем протяжении спектакля. Такая статичность никак не мешает ходу театрального действия. Отдельные эпизодические ситуации создаются быстро и удобно. Например, механика дверей такова, что их можно поворачивать на 360 градусов. Так подробно я остановился на решениях и изображениях художника, потому что в этом спектакле самое ценное звено — это работа художника И.Супьянова.

Изначально комедия П.Бомарше «Женитьба Фигаро» основана на конфликте дворянства и народа. Однако этого конфликта в психологической напряженности в спектакле нет, театральное действо протекает в повествовательном тоне — диалоги в основном не сопровождаются душевными потрясениями. Спектакль начался довольно-таки энергично: с суетливой интриги. А дальше действие протекало в повествовательном русле.

Почти все актеры в заглавных ролях не проявили себя в должной степени — они сбивчивы в характерах и движениях. Наблюдается и речевая сбивчивость. Графа играет народный артист РД И.Акаутдинов. В его движениях, мимике, постановке голоса графство часто не достигает социальной солидности, серьезности. Речь актера протекает скороговоркой — в отрыве от душевного состояния и ситуаций. Обычно корректная в ролях заслуженная артистка РД Л.Данилова на этот раз играла неубедительно. В ее игре нет четко обозначенных комедийных линий — все пунктирно, фрагментарно. Л.Данилова играет Марселину. Пассивна и однообразна графиня (артистка А.Бабичева). Ей не удалось найти адекватных выразительных средств для полного раскрытия столь важного образа графини — властной, гордой и избалованной, сытой жизнью женщины. Оттого она и непривлекательна, невзрачна. В ее поведении и психике почти всегда чувствуется вялость, а порою и угасание. Неубедительная сцена переодевания-перевоплощения. Она растягивается до события эпического. Эффект перевоплощения всегда заключается в том, что происходит в краткое время, благодаря чему он наполняется таинственностью, загадочностью. Режиссеру следовало бы данный момент перевести в емкую мизансцену и исчерпать очень быстро.  

Р.Абдулганиев — подающий надежды актер. Однако на этот раз его герой так и не дорос до настоящего Фигаро. Самые удачные образы, созданные народным артистом РД В.Новиковым, артистами Т.Рассохиной, М.Кадиевой.

Спектакль завершается тем, что герои находят достойное их любовное счастье. Как говорится, — каждому свое.
 

Статьи из «Культура»

Народный этикет подскажет

3
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Рыцарь театра

4
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

3
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

5
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

11
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

55
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

27
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

117
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

5
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

45
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...