Каждый рисунок – история жизни предков
У всех в детстве были книжки-раскраски. Популярен этот вид печатной продукции и сегодня, причем есть такие раскраски и для нас, повзрослевших детей. Хотя многие из них одинаково хороши и для маленьких. Например, книжки-раскраски по мотивам всемирно известных картин. Разукрашиваешь и запоминаешь названия шедевров мировой живописи и их авторов. Помогает избавиться от накопившегося напряжения, отвлекает от мирских забот.
Нам в этом плане тоже есть чем похвастать, что рассказать и показать. И книги у нас издаются разные. Несколько лет назад появилась книжка-раскраска «Одежда народов Дагестана». Хорошая работа, поучительная. В ней через национальный костюм разных народов раскрывается история Дагестана. При подготовке издания за основу были взяты изображения из «Историко-этнографического атласа «Одежда народов Дагестана». К каждому рисунку прилагается черно-белый трафарет, остается только заполнить его цветом. Художник издания – М. Дибиров.
Недавно мне попалась еще одна книжка-раскраска. На сей раз оберег дагестанской культуры – кайтагская вышивка. Искусство древнее и неутраченное. Наши женщины знают много техник вышивки, и каждая дагестанка, пусть даже не умелица, наверняка что-то когда-то да вышивала. Но работы кайтагских мастериц удивительны. И не потому, что техника какая-то особенная, всё дело в рисунках, тайных знаках, символах-оберегах, и далеко не каждый может их прочесть. Каждый рисунок – история жизни предков. Почти в каждой работе есть круг или овал, означающие солнце и вселенную. Крест символизирует четыре стихии или четыре времени года. Фигурки людей с опущенными или поднятыми руками – отражение мужского и женского начала.
Народные фестивали прекрасны тем, что там всегда бывают представлены национальные ремесла, и люди, их представляющие, всегда угостят вкусной историей. На одном из таких праздников мастерица рассказывала, что в истории кайтагской вышивки был период безвременья. Но в начале 80-х годов прошлого века совершенно случайно в Дагестан приехал британец Роберт Ченснер. Английский бизнесмен и исследователь был настолько поражен древним рукоделием, что выкупил практически все полотна и увез их к себе на родину. А потом в Лондонском выставочном зале прошла выставка, посвященная искусству кайтагских мастериц. Роберт Ченснер выпустил книгу с иллюстрациями полотен. Книги и вышитые полотна мастериц увидели жители Рима, Стамбула, Парижа, Лондона, Нью-Йорка. Их работы хранятся в частных коллекциях по всему миру. Образцы текстильного искусства есть и в российских собраниях Государственного исторического музея, Эрмитажа, Музея народов Востока и, конечно, в дагестанских музеях.
Книжка-раскраска с изображением кайтагской вышивки выпущена Дагестанским музеем изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой. Авторы — П.Р. Гамзатова, Э.М. Магомедова, художник – Т.А. Зиновьева.
– Самые распространенные виды вышивок – гладь и крестиком. Ученые считают, что вышивка появилась очень давно, еще в каменном веке, когда не было ни тканей, ни ниток, ни металлических иголок. И вышивали наши далекие предки по коже костяными иглами. Трудно найти народ, который бы не украшал свою одежду и предметы быта вышивкой. Есть характерные виды вышивок – славянская или чувашская. Специфическим видом дагестанской национальной вышивки является кайтагская, названная по местности, где ее первоначально обнаружили, – поясняет Патимат Гамзатова. – На шелковом или хлопчатобумажном полотне вышиваются узоры шелковыми нитями. Используется особенная, нигде не встречающаяся техника, шелк и настил вприкреп. Цветные нити накладываются сверху на рисунок орнамента и прикрепляются к основе рядами горизонтальных нитей, закрепленных мелкими стежками. Многие уже знают, что кайтагская вышивка использовалась в качестве оберегов. Ими традиционно накрывали люльку, когда в ней лежал ребенок. Укладывалась вышивка на продольную перекладину люльки орнаментом вниз, так как обращена она была именно к младенцу и защищала его от злых духов и сглаза. Во время свадебных церемоний в вышивку заворачивали украшения невесты, с которыми она шла в дом жениха. Вышивали обереги и на подушках. Орнаменты и композиции очень разнообразны и в точности не повторяют друг друга. Мастерицы могли и фантазировать, часто обращались к образам и мотивам турецких, иранских и даже китайских тканей, вышивок, ковров, к орнаменту каменных резных стел или нанесенному на деревянные изделия. В общую композицию кайтагской вышивки зачастую вплетаются маленькие стилизованные изображения животных (жирафов, слонов, тигров…) или арабских надписей.
Авторы издания предлагают маленьким читателям и художникам познавательное путешествие в мир кайтагской вышивки.