Каждый спектакль – новый вызов
Сегодня, 21 марта, во всем мире свой профессиональный праздник отмечают актеры-кукольники – артисты, чьи искусство и талант зачастую остаются за кадром, а если быть точнее – за куклой. Однако это обстоятельство их нисколько не расстраивает и не отталкивает от профессии.
– Куклы – это продолжение нас самих, – говорят актеры Дагестанского государственного театра кукол заслуженные артисты Дагестана Ирина Шаршавина и Олег Швецов. Оба в родном театре играют более 20 лет. За это время у каждого сформировалась определенная философия и своя методика работы. Некогда пришедшие в коллектив буквально с улицы, сегодня они – опытные актеры, щедро делящиеся своим мастерством с молодыми артистами.
Театр – дом, театр – семья
Ирину коллеги называют человеком, который всегда начеку. Во время спектакля она бдит и, если вдруг заметит, что что-то пошло не так, быстро сообразит, как действовать, чтобы все прошло как надо. Это умение – результат многолетнего, кропотливого труда и работы над собой.
Она пришла в театр совершенно случайно. Много лет назад, получив музыкальное образование в училище, какое-то время находилась в поисках работы. Не было четкого представления, чем бы заняться. И вот однажды, проходя мимо здания Театра кукол на
ул. Ленина, она подумала: «Вот здесь бы я хотела работать. У меня бы получилось».
– Не знаю, почему подобные мысли пришли мне в голову и так неожиданно. Думаю, сыграло свою роль то, что в детстве я очень много времени проводила с бабушкой. Она тогда работала в одном из городских детских садиков и организовывала там кукольные спектакли по детским сказкам. Помню, придет домой и начнет из самых разных материалов мастерить всяких дедок, бабок, зверюшек, и как только создаст очередных кукол, спешит вместе со мной опробовать их в деле. Мы натягивали ширму и созывали всех домочадцев на наш кукольный спектакль. Часто и соседи приходили. Вот это теплое воспоминание нахлынуло на меня, когда я в очередной раз проходила мимо театра, и подтолкнуло к принятию судьбоносного решения, – делится она.
Ирину направили к главному режиссеру Театра кукол Рамазану Шамсудинову. Девушка получила стандартный набор заданий: рассказать басню, продекламировать стихотворение, спеть песню. Со всем этим она успешно справилась и вскоре получила свою первую роль – ей поручили играть ворону в «Красной Шапочке».
С того дня прошло более 22 лет. За это время, как признается актриса, театр стал для нее родным домом. Своих коллег, с которыми бок о бок она исколесила почти всю республику, полстраны и не раз отправлялась с ними на смотры и фестивали за рубеж, Ирина называет своей семьей. Представлять, что она могла бы жить вне театра, работать в какой-то другой сфере, может быть более прибыльной, она не желает совершенно.
– Театр – это не то место, где можно заработать, – говорит актриса. – Но об этом я и мои коллеги мало задумываемся, процесс творчества накрывает такой мощной волной, что мысли о деньгах или еще о чем-то уходят далеко-далеко. Порой приходишь домой, погружаешься в бытовуху и в то же время прокручиваешь в голове своего нового героя, примеряешь на нем какие-то образы, представляешь в разных ситуациях. Наша профессия – это не тот случай, когда ты ушел с работы и все оставил там. Актеры находятся в постоянном поиске, непрерывном самосовершенствовании и мысленно всегда в работе.
Издержкой профессии Ирина называет в хорошем смысле этого слова сумасшествие, когда кукла для актера перестает быть неживым объектом, собранным из дерева, бумаги или какого-нибудь еще материала.
– Когда ты получил куклу и вдохнул в нее жизнь, ты уже воспринимаешь ее как родное существо, – говорит Ирина. – У каждого актера есть персонажи, которых любишь как живых людей. Одной из моих любимых кукол является Лисенок из сказки «Волшебные снежинки». Он весь такой хулиган, прямая моя противоположность, и, возможно, поэтому он меня притягивает. Это родное для меня существо. Часто ловлю себя на том, что слежу за тем, как он лежит, удобно ли ему, а вдруг он упадет, поцарапается или еще чего. Да, такое вот сумасшествие, но ничего с собой поделать не можешь.
У Ирины Викторовны сложилось свое представление о профессии, и, конечно же, у нее уже есть своя отработанная годами методика работы с различными куклами.
– У артиста, как и у спортсмена, существует своя система тренировок. Выпал на какое-то время из процесса, и надо много работать, чтобы набрать привычную форму. Если не поддерживать свой уровень постоянно, не стремиться что-то новое узнать, очень сложно будет работать в кукольном жанре. Ведь театр кукол – это синтетическое искусство, включающее в себя множество разнообразных техник игры. Одних только видов кукол сколько. Актер-кукольник должен уметь многое. И играть живым планом как драматический актер, и работать за ширмой, и играть в театре теней (такое тоже нередко вводится в канву действа спектакля). В общем, очень много задач, и каждый новый спектакль – это новый вызов. Суметь его принять и все сделать как надо можно лишь тогда, когда ты осознаешь, что профессия кукольника – это труд, требующий полной выкладки.
Возможность быть ребенком
С мнением коллеги согласен и Олег Швецов: постоянно расти над собой актер может, если только горит своим делом. «Пока нет огонька в глазах, нет азарта, ничего не получится. Ты просто не сможешь передать всю энергетику, захватить внимание зрителя, особенно детей, которые фальшь сразу чувствуют», – говорит актер.
Как и Ирина, Олег Юрьевич, сам того не ожидая, совершенно случайно стал частью кукольного мира. И снова решающую роль сыграл режиссер Рамазан Шамсудинов.
– После учебы в художественном училище, службы в армии я вернулся в Махачкалу и более 7 лет работал сторожем на вокзале. И вот как-то моей маме ее знакомая рассказала, что в Театр кукол требуются разные специалисты-рабочие. Я решил попробовать себя в роли художника-оформителя. Благо, за спиной были годы учебы в художественной школе и училище. Подумал: а вдруг получится? Хотелось как-то разнообразить свою жизнь. И вот я прихожу в театр. Режиссер говорит: «А может, актером попробуешь стать?» Я даже мыслить об этом не смел. Тогда в моем представлении актеры и в целом творческие личности – это были люди с другой планеты, обитающие в своем космосе. Себя я считал самым что ни есть обывателем. Решительно отказавшись от предложения, попросил, чтобы дали шанс поработать художником. Режиссер дал мне текст спектакля и сказал, чтобы я, прочитав его, подготовил рисунки. Не откладывая дело в долгий ящик, я все сделал и принес. Шамсудинов просмотрел их, одобрил, отметив, что для первого раза очень даже ничего, и снова стал подначивать, чтобы я все же попробовал себя в роли актера. И на этот раз я согласился. Мне дали задание – спеть и станцевать на сцене. С этим проблем не возникло, и с того самого дня меня потихоньку стали вводить в разные спектакли. Вначале было сложно. Разумеется, и недочеты присутствовали в игре. Помогли старшие коллеги. Они понимали, что я, грубо говоря, человек с улицы, многое мне тяжело дается, и давали свои профессиональные советы.
С тех пор прошло почти 25 лет. Сегодня Олег Юрьевич уже опытный актер, который спокойно может управлять в одном спектакле сразу несколькими куклами. На него равняется молодое поколение артистов театра. За годы работы в кукольном жанре у него также сложилась своя методика.
– Быть актером-кукольником – это быть в какой-то степени волшебником, – говорит Олег. – Ведь нам надо вдохнуть жизнь в наших героев, придать им какой-то характер. И знаете, это непростая задача. Иногда кукла не подчиняется заданному тобой образу. Ты на нее примеряешь какие-то мысли, ситуации, характер, голос, а она противится. Да-да, именно так. Ошибочно думать, что кукла – это неживой объект. У нее тоже есть свой внутренний мир, и важно ее слышать, а иначе ничего не получится. Помимо того, что актер-кукольник – волшебник, он еще и ребенок. Профессия позволяет нам не стесняться жить в мире детства. Это наше нормальное состояние. Сегодня, например, моя взрослость – это больше моя роль, которую я вынужден играть в повседневной жизни. А в душе я ребенок, и я рад, что моя профессия позволяет мне не заглушать звучный голос этого ребенка.
Ну и самое главное, актер-кукольник – это педагог. Это наша, если так можно выразиться, особая миссия. Как и школьные учителя, мы воспитываем детей, учим их, как надо жить, каким принципам следовать. Делаем мы это языком наших спектаклей, разговаривая с ними через наших героев. Дети видят все, что происходит на сцене, и учатся познавать мир, анализировать происходящее. Мы же, актеры-кукольники, очень радуемся, что участвуем в этом важном процессе взросления и миропонимания.