Каждый зритель – детектив
Как же мы, махачкалинские театралы, ждали премьеру в Русском! Дело дошло даже до аншлага, что случается, к счастью, в дагестанских театрах довольно часто. Детектив, комедия, в симбиозе иронический детектив – «всё как мы любим», да еще и в постановке Дмитрия Павлова, режиссера, который пользуется у наших ценителей театрального искусства особым спросом. На афише его имя – надо идти обязательно: будет, как минимум, нешаблонно, как максимум – всё, что полагается в театре и бывает с его постановками – катарсис и долгое обдумывание спектакля после.
Ко всем этим обстоятельствам добавьте необычность драматургического материала. Пьеса Пауля Портнера под названием «Ножницы» (в русском переводе) – его очень удачный эксперимент – стала бестселлером в мировом театральном прокате. Только ленивый, говоря о ней, не написал и про Книгу Гиннесса, куда она занесена как самая долгоиграющая на сцене, и про Бостон, где она ежедневно уже 35 лет не сходит с подмостков. И всё потому, что зритель становится полноправным участником представления, выбирая, как ему кажется, свой вариант его концовки. Кто убил? Сегодня один персонаж, завтра другой. Да это и не важно. Детектива как такового здесь нет. На мой взгляд, такая цель и не преследовалась. Классического хода расследования тут не найти. Фишка – в участии зрителей в спектакле.
Интерактивность сейчас в тренде. Телевидение, интернет-проекты. Вот и театр добрался до этого формата. Но если большей частью авторы и режиссеры-постановщики обозначают его легкими штрихами, то в «Ножницах» у Портнера всё построено на таком приеме: эффекте присутствия зрителя на сцене, а актеров – в зрительном зале.
Что еще интересного можно обнаружить в пьесе? Познакомиться с тонким юмором драматурга, о котором пишут в анонсах спектаклей, идущих на разных сценах страны, в оригинальном варианте мне не удалось. К сожалению, текста пьесы в свободном доступе не найти – таково условие правообладателей этого драматургического произведения. А было бы хорошо, прежде чем писать о готовой работе, сравнить замысел с тем, что получилось на сцене. Но тут нас ждет еще одно необычное обстоятельство – автор поставил условие: действие должно происходить в том конкретном городе, где играется спектакль. Так что мы, зрители, оказались в махачкалинской парикмахерской с нашими родными приколами и шутками.
Публика в большинстве своем этому рада. Я же поначалу была немного разочарована: показалось, что здесь взяло верх желание потрафить зрителю, заигрывание с ним, как это было, мне кажется, в недавней премьерной постановке Русского театра «Бешеные деньги» по Островскому. Все-таки «юморить», обращаясь к местному менталитету, на мой взгляд, проще, чем писать шутки, понятные всем. Но такова задумка автора, и, может быть, в этом и есть своя изюминка – на московской сцене это один спектакль, в Удмуртии – другой, в Дагестане – третий.
Половина успеха «Ножниц» – сами зрители: если зал не будет расположен к подобной забаве, недостаточно активен, то есть опасность, что спектакль может забуксовать. Но и наоборот – актерам приходится быть начеку и следить за тем, чтобы представление не превратилось в балаган, этакий утренник, когда дети выкрикивают ответы на вопросы Деда Мороза и Снегурочки. Конечно, у режиссера и артистов всегда есть запасной вариант. Ведь, по сути, это не раскрытие преступления, это игра – на внимание, реакцию и даже остроумие: зал неоднократно взрывался смехом на удачные реплики зрителей.
Многое зависит и от скорости реакции и чувства юмора исполнителей. При всей кажущейся легкости действа понимаешь, что работа над спектаклем очень сложна и для режиссера, и для актёров. Последним предстоит импровизация. С такой задачей блестяще справляется Данил Ганюшкин, мгновенно реагирующий на реплики из зала или коллег по сцене. Несомненно, одна из самых удачных работ в постановке. Но вот этой легкости, той самой иронии, и над собой тоже, чуть-чуть не хватило Алине Абдулганиевой, сыгравшей роль лейтенанта. Впрочем, надо признать, ей было сложнее, чем остальным. Она не выходила из роли и во время антракта, работая со зрителями в фойе театра, и именно ей в основном приходилось держать ход действия в своих руках. Уверена, что в следующих показах появится чуть больше гибкости, нюансов настроения и эмоций. Последних в избытке было у госпожи Гандолоевой в исполнении Мадины Кадиевой. Однако потом всё выровнялось, и образ стал органичен и естествен. Хороша была Кристина (Татьяна Сальникова), особенно в первом действии – типичный «менеджер парикмахерского сервиса». Вообще же стилистически спектакль выдержан на ура. И это касается не только прекрасной сценографии, замечательных костюмов, грима. Жесты, мимика были узнаваемы. Типажи выписаны.
Нельзя не сказать о потрясающем дансинге актеров. Так и хочется отправить их на профессиональные танцевальные соревнования. Танец в спектакле – особый язык, еще одно чрезвычайно выразительное средство разговора со зрителем. И всё это: музыка, сценография, костюмы – тоже Дмитрий Павлов.
Почему режиссер взялся за эту пьесу, ведь он ставил на дагестанской сцене такие сложные многогранные театральные постановки, как «Ричард III», «Тартюф», «Арт», «Медея», «Чайка». Неужели для того, чтобы привлечь массового зрителя?
– Меньше всего забочусь о зрительских предпочтениях, – опровергает эти предположения Дмитрий Павлов. – Захотелось поработать и в этом направлении. Нельзя сказать, что оно сильно меня привлекает, драматургия здесь, прямо скажем, невысокая, но интересен эффект непредсказуемости. Да, это не психологический театр, а больше трюк, аттракцион, такой театр представления. Но это и не заигрывание со зрителем, сама архитектура пьесы такая. Интересно то, что работа над спектаклем будет продолжаться, потому что это иной контакт со зрителем, и каждый раз он будет разным, нам надо быть готовыми к любому развитию сюжета.
Привязка к местности предполагает изменения в тексте пьесы. Режиссеру пришлось переделывать, дописывать его.
– Сама пьеса подразумевает адаптацию ее под географию города, где она ставится. Нужно учитывать и местный колорит, юмор. Это большого труда не составило, потому что с Дагестаном я знаком уже не первый год, – говорит Дмитрий.
98-й театральный сезон Русского тетра завершился долгими овациями, цветами, радостью на лицах и зрителей, и актеров.
Спрашиваю о впечатлениях.
Мария, ей чуть за 30, живет в Москве. Приезжает в Дагестан регулярно к родственникам:
«Спектакль поставлен талантливо, актеры молодцы, особенно понравился Эдик (Ганюшкин). Но я привыкла к классическим постановкам, и такой современный подход вызывает двоякие чувства. Театр, на мой взгляд, высокое искусство. И его всё же труднее «опопсовить», но можно (улыбается). Однако жизнь не стоит на месте. Театр становится ближе, только не хотелось бы, чтобы проще. Постановка прикольная. Интерактивный формат имеет право на существование. Персонажи утрированы и вместе с тем узнаваемы».
Саид, под 60, махачкалинец:
«Всё было прекрасно. Очень интересна реакция публики. Понимая, что это игра, люди были искренни, заинтересованы, погружены в действо. Понравилась привязка к городу. Особо хочу отметить актерский талант Алины Абдулганиевой, держала зал весь спектакль».
Новый сезон будет насыщенным, жду с нетерпением. А на «Ножницы» приду ещё раз. Ведь каждый раз всё будет по-другому.