X

Керамика из Сулевкента

dagistanhistory.livejournal.com
Выпуск - 2020 №№138-139
391

Известный этнограф-кавказовед Е.М. Шиллинг верно отмечал, что сулевкентцы «по быту очень близки к кубачинцам», что «экономика Сулевкента также напоминала Кубачи: для гончаров промысел издавна играл значительную хозяйственную роль». Ранние образцы сулевкентской керамики, найденные в старых разрушенных селениях Дагестана, свидетельствуют о том, что создавали их сулевкентцы еще в VIII–IX веках.

Гончарное дело и керамическое производство существуют в Дагестане с древнейших времен. Уже пять тысяч лет назад здесь был известен гончарный круг, одно из оригинальных изобретений человечества. Только распространение в средневековую эпоху медной посуды несколько потеснило в быту гончарные изделия. Но даже до недавнего времени без гончарной посуды не обходилось ни одно хозяйство.

Керамика Сулевкента функциональна, декор ее очень скуп, но именно в этом заключена главная ее эстетическая ценность. Внимание искусствоведов привлекает разновидность сулевкентской керамики с чертами восточных средневековых фаянсов: часть фона покрыта белым ангобом, оттеняющим подцветку прозрачной глазури. Нет ни рисунка, ни узора — лишь сочетание дополняющих друг друга силуэтов темно-коричневого и бледно-зеленого цветов. Позже в керамике Сулевкента рельефно-лепные и прочерченные узоры сменяются росписью. Роспись выполнялась темно-красной глиной. Покупателей привлекала благородная простота и размеренный ритм параллельных линий и крупных фигур узора изделий, цельно гармонирующих с формой сосуда. Роспись сулевкентских кувшинов привлекала декоративным изяществом и монументальностью, которая наносится широкими, жирными линиями при помощи кусочка войлока. Традиционная основа росписи — 5-образные мотивы, волнистые и прямые линии, завитки, мазки в виде запятых. Роспись на всех сулевкентских кувшинах располагается поясом и представляет собой ряд тонких линий, обрамленных по краям более широкими полосами. Поверх такого линейного пояса наносится несложный орнамент.

Статьи из «Народные промыслы»

Этнические мотивы в украшениях

55
Литьё, ковка, чернение, гравировка…Переливаясь,...

Чтобы нить времён не прерывалась

56
В каждом селе Дагестана есть свой способ вышивания, свой...

С «алмасовским» звучанием

164
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...

Чухта исполняет просьбу

201
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....

Многообразие дагестанского дома

47
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...