Купить PDF-версию
23:55 | 05 ноября, Вт
Махачкала
X
09:15 08.06.2018

Кино и горцы

Махач Абдулаев
Выпуск - 2018 №№ 155-156
152

Дагестан определенно еще не сказал своего яркого и громкого слова в кино, имея такую богатую и насыщенную историю и таких же героев. Обладая генетически природным актерским талантом, мы по существу так и остались на задворках величайшего из искусств, принимая в нем лишь второстепенное участие. Мы не сняли по существу ни одного сильного, мощного фильма о своей родине. Надеюсь, снимем, и наши земляки со временем встанут в один ряд с нашими соседями, такими художниками, как Георгий Данелия, Тенгиз Абуладзе и Рустам Ибрагимбеков.

А первой дагестанской ласточкой в мире кино стала лезгинская актриса, уроженка селения Ахты Сафият Аскарова. Волей случая в 1925 году замеченная режиссёром Владимиром Касьяновым, она получила роль в первом фильме, снимавшемся в Дагестане, «Под властью адата», после чего получила еще несколько предложений сыграть в фильмах Касьянова, став по праву настоящей звездой немого кино.

Увы, болезнь в 1938 г. поставила крест на дальнейшей кинематографической судьбе актрисы, и она полностью посвятила себя сцене Театра имени Вахтангова. Скончалась актриса в 1955 году, похоронена на Ваганьковском кладбище.

В 1941 году мэтр кинорежиссуры Иван Пырьев снял фильм «Свинарка и пастух», вошедший в Золотой фонд советского кино. И пусть в нем не снимались дагестанцы, но страна увидела один из самых ярких и запоминающихся образов дагестанца – чабана Мусаиба, гениально сыгранного актером Зельдиным. Возможно, сегодня для всех нас неубедительно звучит эта история любви чабана и свинарки в силу определенной нелогичной харамности, но Мусаиб в исполнении Владимира Зельдина, пусть и в условиях соцреализма, выглядел настоящим горцем, смелым, мужественным дагестанцем, бесстрашно вырвавшим красавицу Глашу из рук соперника.

1959 год можно смело назвать днем рождения дагестанского кинематографа. Наша республика подарила стране полностью свой полнометражный фильм «Тучи покидают небо» по книге выдающегося даргинского прозаика Ахмедхана Абу-Бакара. В качестве композитора в нем выступил тогда еще начинающий, но уже замеченный многими композитор Мурад Кажлаев (сегодня в арсенале Кажлаева музыка к 42 кинофильмам). Дебютную роль в картине сыграла, возможно, самая яркая актриса в истории нашей республики Барият Мурадова.

Ахмедхан Абу-Бакар стал одним из самых востребованных кинематографом писателей в Советском Союзе – по его книгам было снято 9 фильмов. Лучшими из них, на мой взгляд, стали «Адам и Хева» и «Ожерелье для моей любимой», где в своей сатирическо-гротескно-ироничной манере писатель попытался показать изю­минку нашей республики.

В фильмах по произведениям писателя в ролях были задействованы представители школы актерского искусства Закавказья, яркие звезды Фрунзик Мкртчян, Кахи Кавсадзе, Георгий Гегечкори и другие. Печально, что наш самый востребованный писатель в кино до сих пор не удостоился заслуженного памятника на родине.

Семидесятые годы XX века стали поистине золотым временем дагестанского кино. Все лучшее, что когда-нибудь снималось о дагестанцах и о Дагестане, было снято именно в этот период. Помимо прекрасных фильмов по сценарию нашего именитого кубачинца, в 1975 году мир увидел еще одно масштабное полотно. «Горянка» по одноименной поэме Расула Гамзатова – драма о битве поколений, о завоевании молодыми своего места в жизни вопреки законам и обычаям гор, о роли женщины в новом Дагестане, ее праве самостоятельного жизнеопределения стала вызовом обществу. К тому времени общество еще окончательно не сбросило с себя оковы средневековых обычаев и адатов, не сделало оно этого и позднее, а со временем и вовсе еще крепче обвязало этими оковами себя же, ибо соцреализм приходит и уходит, а заветы предков навсегда останутся в наших сердцах. Отрадно, что сыгравший свою дебютную роль в большом кино дагестанец Ислам Казиев фактически полностью переиграл всех своих коллег по цеху из других регионов.

Этот период примечателен для Дагестана еще и тем, что на территории нашей республики был снят один из лучших советских фильмов всех времен и народов «Белое солнце пустыни».

Конец 80-х годов подарил нам еще 2 неплохих фильма – «Сказание о храбром Хочбаре» и «Тайна рукописного Корана». Во втором фильме по повести Ахмедхана Абу-Бакара сыграл прекрасный дуэт в лице Баганда Магомедова и Патимат Кагировой; и если бы не лихие 90-е годы, уничтожившие большую советскую киноимперию, то, уверен, они бы впоследствии более ярко и плодотворно раскрыли свой актерский талант.

С развалом Союза по инерции, на остатках великой индустрии Ислам Казиев уже в качестве режиссера снял картину «Рай под тенью сабель». В условиях финансового дефицита и хаоса в стране кумыкскому драматургу все-таки удалось создать вполне смотрибельный продукт с приличной актерской игрой и хорошим сценарием.

В 1992 г. режиссер Валентин Хоменко снял неплохую драму «Глаза». Да, фильм не о дагестанцах, в нем нет наших актеров, но это первый и, возможно, единственный фильм, снятый махачкалинской киностудией «Тарки-Тау», после чего сама студия прекратила свое существование.

Стоит отметить также наших земляков, сыгравших небольшие, но значимые роли в больших проектах. Это Асхаб Абакаров, уроженец Кахиба, удостоивший своей игрой такие прекрасные картины, как «Узник замка Иф» и «Приключения принца Флоризеля». Это Ширвани Чалаев, снявшийся у того же Асхаба Абакарова в «Тайне синих гор» и написавший музыку ко многим документальным и художественным фильмам. Это гигант из сел. Кикуни Абдурахман Османов, сыгравший массу эпизодических ролей.

В новейшей истории наша республика представлена в кинематографе в основном работами наших прославленных КВНщиков – серия фильмов «Разные песни по-любому» и проекты «Горцы от ума» в этом же комедийно-юмористическом жанре. Полноценными картинами их вряд ли назовешь, они в основном ориентированы на зрительскую аудиторию внутри республики.

В середине нулевых годов определенными лицами была предпринята смелая попытка экранизации повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат», для чего был приглашен даже именитый молдавский режиссер Эмиль Лотяну, но слабое финансирование и внезапная смерть Лотяну поставили крест на этом проекте.

Похожие

Как Васильева стала дагестанкой

29
В 1969 году вышел на экраны фильм «Адам и Хева». Картина...

Самый правдивый фильм о войне

20
Прошло 60 лет с тех пор, как на экраны вышел фильм режиссера Резо Чхеидзе «Отец солдата». Эта...

Награда за «Перегон»

101
Подавляющая площадь земель Дагестана это естественные кормовые угодья, основную часть...

23 работы, 8 победителей

8
Республиканский кинофестиваль «Мирный Дагестан» уже в девятый раз собрал профессиональное...

Тот самый Каттани

27
Годы учебы в Литературном институте остались в моей памяти как самые лучшие и интересные....

Грузин, который считал себя дагестанцем

66
Грузинский актер Рамаз Гиоргобиани снялся в...

Актёр, которым восхищался весь мир

22
Умер Ален Делон, легендарный актер, которым восхищался...

Тучи покидают небо, или Рождение дагестанского кино

62
Прошло 65 лет с тех пор как на экраны...

Влюблённая в Дагестан

35
После того, как в 1958 году по телевидению показали фильм «Тихий Дон», Элина Быстрицкая стала...

Статьи из «Культура»

Магия ложек

15
Ударить одну ложку о другую – дело нехитрое. А вот держать по две в каждой руке, да еще...

Бронза требует…

183
Засилье социальных сетей с их безграничной и не всегда полезной информацией сделало нас...

Акция памяти

11
В Санкт-Петербурге и других регионах нашей страны прошла XIV Всероссийская акция памяти...

История одной картины

18
Выдающийся дагестанский художник Халил-бек Мусаясул (Мусаев) (на снимке) написал много...

Перси Шелли и Дербент

10
Английский поэт Перси Биши Шелли (на снимке) является вторым по популярности стихотворцем...

Ревизия

8
Первое утро заслуженного отпуска Ивана Николаевича, одного из ведущих сотрудников...