Кино и горцы
Не так уж много дагестанских актеров снималось в отечественном кино. Впрочем, некоторые и сейчас снимаются. Хотя в советское время их, безусловно, было больше.
Пальму первенства здесь держит Расми Джабраилов.
У него такой богатый опыт, что он мог бы вполне претендовать на звание народного артиста как России, так и СССР.
Судите сами. У актера за плечами 80 фильмов. Но Расми Халидович, к сожалению, ушел из жизни, имея только звание заслуженного артиста РСФСР.
Самые известные картины, в которых снялся этот талантливый актер: «Вертикаль», «Калиф-аист», «Встреча у старой мечети», «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Почти смешная история», «Украли жениха», «Одиссея капитана Блада», «В августе 44-го», «Женитьба» и другие.
И в каждой картине он по-своему оригинален. Если грусть, то это неподдельная, «хватающая» за душу. А если радость, то настолько веселая, что все вокруг непременно поют и пляшут.
Как сказал режиссер Станислав Говорухин: «Там, где Расми Джабраилов, там всегда праздник».
***
Большую лепту внес в развитие отечественного кинематографа актер театра и кино, заслуженный деятель искусств РФ и ДАССР Ислам Казиев. Ныне он является главным режиссером Кумыкского музыкально-драматического театра. Впервые в кино начинающему актеру довелось сняться в картине «Взрывники» в 1971 году. А уже в 1975 году Казиев сыграл одну из главных ролей в фильме «Горянка» по мотивам поэмы Расула Гамзатова. Как вспоминал сам актер, роль была отрицательная и поэтому трудная.
«Надо было все-таки постараться показать не очень хорошего человека. А это, поверьте, не так уж и легко. За игрой отрицательного персонажа особенно напряженно следит зритель. Такого персонажа не любят. Это аксиома, проверенная годами. Думаю, что роль у меня получилась, раз некоторые после просмотра фильма неохотно стали здороваться со мной. Если так ведет себя зритель, то это высшая похвала актеру».
Следующими картинами Ислама Амашевича были «Ночь над Чили», «Санта Эсперанса», «Срочно…Секретно…Губчека», «Ягуар», «Загон», «История одной бильярдной команды», а также нашумевшая в свое время скандальная картина «Контрабандист». Фильм этот был снят в 1992 году, когда началась ломка утвердившихся нравственных устоев советского общества. Казиев и сам писал сценарии, снимал фильмы. Он является режиссером таких картин, как «Талисман любви», «Рай под тенью сабель», «Шамиль».
***
Большой кинематографический опыт имел заслуженный артист Республики Дагестан Ванати Алиев. Впервые в кино он попал в 1982 году, сыграв друга главного персонажа в фильме «Загадка кубачинского браслета» по повести Ахмедхана Абу-Бакара. Режиссером картины был Рафаэль Гаспарянц.
Режиссер давно хотел снять «легкую детективную историю, связанную с Кавказом». И вот случайно ему в руки попал журнал «Дружба народов». Перелистывая страницы, он наткнулся на повесть дагестанского писателя.
История кубачинского браслета режиссеру очень понравилась, и появилась идея показать зрителям комедийно-драматический фильм.
Сам Ванати Шарипович оказался на съемках случайно. Был знаком с молодым грузинским актером Леваном Карловичем Учайнешвили, который приезжал в Махачкалу на фестиваль студенческих театров.
И как-то актер сказал ему:
– Меня пригласили на главную роль в одной картине. Не хочешь принять участие? Тем более что тема дагестанская.
– Но я не актер, – развел руками Ванати.
– Неважно. Пойдем на пробы, и там выяснится, можешь ты играть или нет.
На пробах Ванати сыграл отлично.
Режиссер спросил:
– Почему ты еще не актер? Тебе надо обязательно быть артистом.
А вот главная женская роль была доверена великой грузинской актрисе Лике Виссарионовне Кавжарадзе.
Впрочем, в то время она тоже была молодой и волновалась не меньше,
чем Алиев.
Как-то при встрече Ванати рассказывал, что обстановка на площадке была непринужденной, поэтому и съемки проходили легко и весело. Случались и комичные моменты.
– Какие? – поинтересовался я.
Ванати улыбнулся.
– Главный герой хотел идти на свидание к девушке непременно в папахе. Но режиссер ему говорит, что по сюжету картины он находится в Москве и поэтому лучше было бы, если бы он надел шляпу. Однако Леван Учайнешвили заупрямился. Ему нравилась огромная белая папаха. Уговоры режиссера на него не действовали.
Тогда Гаспарянц говорит мне: «Возьми папаху и спрячь ее. Да так, чтобы Леван не нашел».
Я срываю папаху с головы актера и убегаю с ней. Он за мной. Но догнать не смог – я оказался проворнее.
Тогда уж ничего другого не оставалось, как воспользоваться шляпой.
Режиссер ему сказал: «Съемки надо продолжать, а когда вернется Ванати, неизвестно».
Вернулся только вечером. Всё это действительно выглядело весело, комично. Вот так мы и снимались в картине.
Впоследствии Ванати Алиев снялся в известном ситкоме «Папины дочки» вместе с Нонной Гришаевой, потом принял участие в телеспектакле «Одна за всех», где его партнершей стала ныне весьма популярная Анна Ардова.
Снимался еще в таких сериалах, как «Поцелуй сквозь стену» и «Игрушка».
Очень удачно в «Игрушке» была показана роль директора ресторана.
Режиссер Роман Фокин тогда отметил:
«Ванати сыграл настоящего кавказского «орла». Очень важный, самодовольный и в то же время гостеприимный и щедрый. Таким, наверное, и подобает быть кавказцу – директору ресторана».
***
Народный артист России Айгум Айгумов тоже снимался в кино.
Но, правда, за его плечами всего три картины: «Когда дрожит земля», «Загадка кубачинского браслета» и «Сказание о храбром Хочбаре».
Однако, как признается сам Айгум Эльдарович, он больше театральный актер, поэтому часто отказывался от съемок в кино.
И еще он как-то обмолвился:
«Если бы предложили хорошую роль, то, возможно, и снялся бы. А что касается театра, то это в сущности дом родной. И коллектив – родная семья».
***
Народная артистка РСФСР Патимат Хизриевна Хизроева родилась в 1925 году. В возрасте 17 лет стала актрисой Аварского драматического театра имени Г. Цадасы. Выступала перед ранеными солдатами и офицерами. Потом стала сниматься в кино.
Впервые снялась в картине «Канатоходцы» в 1970 году. Потом был фильм «Горянка», где она сыграла роль матери главной героини Асият.
В общей сложности за ее плечами почти 10 фильмов.
Самая удачная, пожалуй, роль Дездемоны в постановке по трагедии Уильяма Шекспира «Отелло». Примечательно, что тогда Патимат было всего 20 лет. Но роль свою сыграла так талантливо, что на тот момент министр культуры Изумруд Губаханова сказала:
«Патимат играла так, будто она пришла к нам из того времени, из XV века. Это было потрясающе».
Уже в следующем году Хизроевой присвоили звание народной артистки Дагестана.
Разумеется, это не все дагестанские актеры, которые снимались в кино. Об остальных мы расскажем в следующий раз.