Классика на злобу дня
Государственный академический Малый театр привез в Махачкалу два спектакля по произведениям русской классики: «Не всё коту масленица» А. Островского и «Недоросль» Д. Фонвизина.
В течение трех дней у дагестанского зрителя была возможность видеть на сцене Русского театра в Махачкале, как оживают сцены из жизни XVIII–XIX веков, перенестись, так сказать, ненадолго в прошлое. Никакой фантастики и машины времени. Погрузить зрителя в другую эпоху позволила слаженная и продуманная работа всей творческой команды театра.
Приезд артистов в Махачкалу состоялся согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры России и был организован «Росконцертом».
Перед началом первого своего показа гости встретились с местными журналистами на пресс-конференции в Русском театре. Участие в ней приняли актеры Малого театра: заслуженный артист России Виктор Низовой и Любовь Ещенко. С журналистами также пообщались врио замминистра культуры республики Мурад Гаджиев и директор Русского театра Тимур Магомедов.
Тимур Магомедов обратил внимание на то, что Дагестанский русский театр с Малым театром связывают давние отношения. Когда-то именно благодаря поддержке художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина состоялся первый в истории Фестиваль русских театров на дагестанской земле. Директор отметил, что гости привезли классические постановки. «Они очень правильные, затрагивают очень нужные темы», – сказал он.
Виктор Низовой, говоря о самих постановках, добавил, что через два года страна будет отмечать 200-летие со дня рождения Александра Николаевича Островского. Еще при жизни великого драматурга Малый театр стали называть «Домом Островского». В репертуаре театра множество спектаклей по его пьесам. Один из них – «Не всё коту масленица». В спектакле играет молодой состав артистов. «Мы с успехом ездим с ними на гастроли. Пользуется зрительским интересом и «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина, несмотря на то что премьера его состоялась еще в 1986 году», – сказал Виктор Низовой.
Любовь Ещенко рассказала о своей роли в спектакле «Не всё коту масленица». «Я играю одну из главных героинь – маму, которая своим поведением и своими наставлениями помогает дочери сделать правильный выбор в жизни. Классика не устаревает, и эта пьеса – в особенности. Часто у людей встает выбор между любовью и материальным благополучием. Надо сделать его верно. Островский часто об этом писал, и сейчас это всем понятно», – рассказала артистка.
Врио заместителя министра культуры Дагестана Мурад Гаджиев выразил благодарность от регионального ведомства федеральному Министерству культуры. «Единая гастрольная система страны успешно работает. И все наши театры стараются подключиться к этому проекту. Хорошо, что мы имеем возможность ездить, дружить, обмениваться опытом. Я рад за наших зрителей, которым выпала возможность увидеть спектакли Малого театра», – отметил Гаджиев.
В этот же вечер на Большой сцене Русского театра состоялся первый показ спектакля «Не всё коту масленица». В центре внимания актуальная для сегодняшней жизни главная коллизия – противоборство двух взглядов на проблему: решают ли деньги всё в жизни? Именно поступки и речи персонажей, каждый из которых по-своему ищет ответ на этот вопрос, и порождают драматизм происходящих в произведении событий.
И если для богатого купца-«миллионщика» Ермила Зотовича Ахова ответ очевиден: «…Для нашего брата, ежели что захотелось, дорогого нет…», то у купеческой вдовы Дарьи Федосеевны Кругловой и её молоденькой дочери Агнии на этот счёт большие сомнения. Горький опыт жизни с покойным мужем – домашним мучителем, подсказывает Кругловой, что не в деньгах счастье, и не хочет она отдавать свою дочь за ещё одного тирана. Тщательная проработанность характеров и диалогов персонажей делала действо живым, естественным, заставляла зрителей сопереживать героям, тем более что и опытные актеры передавали блеск отточенных реплик.
Еще одна классическая постановка, очень ярко представленная творческой командой Малого академического театра в Махачкале, – спектакль «Недоросль». Как уже было отмечено, его премьера на сцене театра состоялась аж в январе 1986 года. В разные годы менялся состав, производились замены на роли, но и по сей день спектакль в репертуаре.
По последним данным, «Недоросль» сыгран на сцене театра более 900 раз. Секрет такого долголетия спектакля прост: в основе постановки – классика, ведь, как известно, она откликается на все времена, и в каждой эпохе найдет созвучие. Потому маменькин сынок Митрофанушка, часто возглашающий: «Не хочу учиться, хочу жениться!», – и всё, что вокруг него происходит, неизменно вызывает интерес зрителей.
Дагестанцы по достоинству оценили классическую постановку. Блестящая литературная основа и великолепно выписанные характеры персонажей, превосходная сценография Евгения Куманькова, запоминающаяся музыка Евгения Крылатова и, конечно же, прекрасные актёрские работы никого не оставили
равнодушными.