Когда играет Нурбаганд Идрисов…
Древнегреческие философы не зря причисляли театр к самым необходимым методам воздействия на человеческие чувства. Трагедия, по их мнению, вызывает сострадание, страх, и поэтому человек начинает ассоциировать себя с главным героем или задумываться над собственными поступками в связи с поведением персонажа на сцене.
И тут, конечно, большая ответственность возложена на антагониста. Потому как любой современный зритель, сидя в театре, всегда держит в голове тот факт, что это все понарошку. Но в конце все равно плачет. Аристотель называл это катарсисом, или, проще говоря, исцелением души. И неким катализатором зрителя на пути к этому неповторимому ощущению катарсиса является именно исполнитель главной роли.
В нашей недавней драматической премьерной постановке, поднимающей сложную испокон веков проблему алкоголизма, одну из важных своих ролей на сцене сыграл артист Даргинского театра Нурбаганд Идрисов. Он не просто артист, а талантливый, разножанровый, самобытный виртуоз, который уже 20 лет играет на сцене театра. Он рассказал о том, как справлялся с безумно сложной, неоднозначной ролью в премьерном спектакле «Бредовый сон» по пьесе Хабиба Алиева: «Я с детства привык, если делать какое-то дело, то непременно хорошо. Если бы я выбрал иную профессию, то тоже следовал бы этому принципу: был бы сыроваром – варил бы лучший сыр, был бы дальнобойщиком – брал бы самые дальние и сложные рейсы. Иначе я не могу, самое страшное для меня как актёра не оправдать ожидания зрителей».
Поэт и журналист Араш практически одного возраста с Нурбагандом. Вся жизнь его проходит под влиянием алкоголя, словно бредовый сон, все окружение, кроме матери и невесты, способствует его моральному упадку. И при этом он остается в глубине души талантливым поэтом, ранимым и несчастным человеком под маской балагура и пьяницы. Этот образ дает право окружающим считать его бездарностью, а между тем в конце спектакля в его письменном столе было найдено письмо от известного издательства о желании сотрудничать и печатать стихи Араша. Но было уже слишком поздно… После смерти одинокой, брошенной им матери в исполнении артистки театра Загидат Мусаевой, главный герой признается, что внутри умер раньше нее и уже не представляет жизни без родного человека. К сожалению, он поздно стал ценить и свою первую любовь, несостоявшуюся невесту (артистка Зарина Азизова), которая после смерти матери была последним спасательным маяком, но из-за его соблазна спиртным и она отвернулась от Араша.
Огромную работу над спектаклем наряду с главным героем проделали режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Мустафа Ибрагимов и народный художник РД Ибрагимхалил Супьянов, показавший в декорациях, что большее место на сцене, как и в жизни героя, играет бутылка. Вместе с главными героями успешно примерили на себя новые амплуа заслуженные артисты РД Гасанкади Рабаданов, Магомедшамиль Шамилов, Мухтар Нухов, а также артисты театра Абдусамад Алиев, Минатулла Гусенов, Магомед Багомедов, Амирбек Батиров и Ислам Гасанов.
Возвращаясь к катарсису, о котором я говорила в начале статьи, хочу на примере прошедшей премьеры показать, что очищение и исцеление души зрителя становятся возможными только потому, что в спектакле были ужасающие эпизоды, а затем наступило освобождение от них. Такими факторами было безудержное влечение исполнителя главной роли к алкоголю, отказ от сыновьего долга хоронить мать и дальнейшее его прозрение после такого эмоционального удара. Зрители в зале особенно ярко пережили эту сцену и делились мыслями о том, кого приведут с собой на следующий показ, чтобы со стороны увидели, как это страшно, когда член семьи подвержен пагубному влиянию.
Но не все так трагично в этом спектакле, ведь там, где играет Нурбаганд Идрисов, всегда есть место для юмора. Поздравляем артистов и режиссера с премьерой!