X
10:52 16.03.2022

Когда играет Нурбаганд Идрисов…

Маргарита АРСЛАНБЕКОВА, специалист по связям с общественностью Даргинского театра им. О. Батырая
Выпуск - 2022 №52
81

Древнегреческие философы не зря причисляли театр к самым необходимым методам воздействия на человеческие чувства. Трагедия, по их мнению, вызывает сострадание, страх, и поэтому человек начинает ассоциировать себя с главным героем или задумываться над собственными поступками в связи с поведением персонажа на сцене.

И тут, конечно, большая ответственность возложена на антагониста. Потому как любой современный зритель, сидя в театре, всегда держит в голове тот факт, что это все понарошку. Но в конце все равно плачет. Аристотель называл это катарсисом, или, проще говоря, исцелением души. И неким катализатором зрителя на пути к этому неповторимому ощущению катарсиса является именно исполнитель главной роли.

В нашей недавней драматической премьерной постановке, поднимающей сложную испокон веков проблему алкоголизма, одну из важных своих ролей на сцене сыграл артист Даргинского театра Нурбаганд Идрисов. Он не просто артист, а талантливый, разножанровый, самобытный виртуоз, который уже 20 лет играет на сцене театра. Он рассказал о том, как справлялся с безумно сложной, неоднозначной ролью в премьерном спектакле «Бредовый сон» по пьесе Хабиба Алиева: «Я с детства привык, если делать какое-то дело, то непременно хорошо. Если бы я выбрал иную профессию, то тоже следовал бы этому принципу: был бы сыроваром – варил бы лучший сыр, был бы дальнобойщиком – брал бы самые дальние и сложные рейсы. Иначе я не могу, самое страшное для меня как актёра не оправдать ожидания зрителей».

Поэт и журналист Араш практически одного возраста с Нурбагандом. Вся жизнь его проходит под влиянием алкоголя, словно бредовый сон, все окружение, кроме матери и невесты, способствует его моральному упадку. И при этом он остается в глубине души талантливым поэтом, ранимым и несчастным человеком под маской балагура и пьяницы. Этот образ дает право окружающим считать его бездарностью, а между тем в конце спектакля в его письменном столе было найдено письмо от известного издательства о желании сотрудничать и печатать стихи Араша. Но было уже слишком поздно… После смерти одинокой, брошенной им матери в исполнении артистки театра Загидат Мусаевой, главный герой признается, что внутри умер раньше нее и уже не представляет жизни без родного человека. К сожалению, он поздно стал ценить и свою первую любовь, несостоявшуюся невесту (артистка Зарина Азизова), которая после смерти матери была последним спасательным маяком, но из-за его соблазна спиртным и она отвернулась от Араша.

Огромную работу над спектаклем наряду с главным героем проделали режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Мустафа Ибрагимов и народный художник РД Ибрагимхалил Супьянов, показавший в декорациях, что большее место на сцене, как и в жизни героя, играет бутылка. Вместе с главными героями успешно примерили на себя новые амплуа заслуженные артисты РД Гасанкади Рабаданов, Магомедшамиль Шамилов, Мухтар Нухов, а также артисты театра Абдусамад Алиев, Минатулла Гусенов, Магомед Багомедов, Амирбек Батиров и Ислам Гасанов.

Возвращаясь к катарсису, о котором я говорила в начале статьи, хочу на примере прошедшей премьеры показать, что очищение и исцеление души зрителя становятся возможными только потому, что в спектакле были ужасающие эпизоды, а затем наступило освобождение от них. Такими факторами было безудержное влечение исполнителя главной роли к алкоголю, отказ от сыновьего долга хоронить мать и дальнейшее его прозрение после такого эмоционального удара. Зрители в зале особенно ярко пережили эту сцену и делились мыслями о том, кого приведут с собой на следующий показ, чтобы со стороны увидели, как это страшно, когда член семьи подвержен пагубному влиянию.

Но не все так трагично в этом спектакле, ведь там, где играет Нурбаганд Идрисов, всегда есть место для юмора. Поздравляем артистов и режиссера с премьерой!

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

105
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

12
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

95
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

16
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

19
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

17
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...