«Колесо истории»: вдохновляемые родной землей
К оллективная выставка художников Чечни «Колесо истории» открылась в выставочном зале Союза художников Дагестана. В экспозиции творчество трех известных авторов, живописные работы которых хорошо известны в родной республике (на снимке).
История и уникальная природа родного края, культура и традиции народа… Все это вдохновляет художников – Аманды Асуханова, Джабраила Дибирова и Алимпашу Джамалдинова. Художники многие годы работают у себя на родине, но и с Дагестаном каждого из них связывает своя история – кто-то здесь жил, кто-то учился, кто-то и по сей день приезжает в Страну гор за вдохновением. Поэтому выставка в Махачкале, как отметили сами художники, – это не просто очередное культурное мероприятие в их жизни, а возможность вновь встретиться с братьями, показать свое творчество и, вдохновившись энергетикой дагестанской земли, в будущем создать новые работы. Что из этого выйдет, покажет время, а пока дагестанский зритель знакомится с картинами и творческой биографией каждого автора.
Вся творческая жизнь Аманды Асуханова – члена Союза художников СССР, заслуженного художника Чечни связана с его родной республикой. С Махачкалой у него также связано немало теплых воспоминаний, ведь именно здесь прошли годы его студенчества, когда он получал профессиональное образование в Дагестанском художественном училище, по окончании которого Асуханов вернулся в Грозный и с тех пор живет и трудится в Чечне.
Темы его картин – быт, традиции родного народа и окружающая природа. Работы 70-х годов – «Вечер», «Мотивы родины моей», «В краю предков», «Чудо природы» – написаны в результате поездок по республике. В 80-е годы на творчество художника большое влияние оказали поездки за рубеж: в Венгрию, в Чехословакию, Индию, Турцию, Иорданию, Сирию. Отовсюду он привозил этюды, наброски, эскизы и законченные картины.
В годы чеченского конфликта Асуханов лишился своей мастерской, библиотеки, собрания живописи, но – не желания работать. Он написал ряд картин – «Раны войны», «Улица мира», «Центр Грозного», «Взрыв президентского дворца», «Теперь без мамы» – о безумии людей, забывших о своем главном предназначении – созидании и ставших на путь разрушения. Все эти лейтмотивы творческой жизни художника представлены на выставке.
Еще один художник Чечни, с чьим творчеством знакомит выставка, – Джабраил Дибиров. Родился он в 1955 году в Киргизии. После реабилитации семья Дибировых вернулась в республику. Еще будучи школьником, Джабраил под влиянием дяди увлекался рисованием.
В 1976 году по окончании школы он поступает в Дагестанский государственный педагогический институт на художественно-графический факультет. После его окончания молодой мастер возвращается в родную республику и начинает создавать свои работы, при этом охотно делится своими знаниями с начинающими художниками – он старший преподаватель факультета искусств Чеченского государственного педагогического университета.
Главные черты творческого метода Д. Дибирова – трепетное отношение к национальным традициям, стремление запечатлеть на холсте красоту родного края, непреходящие ценности духовной жизни. Автор стремился отразить все, что укрепляет веру в силу культурных традиций родного края.
В отличие от своих коллег по цеху, художник Алимпаша Джамалдинов относительно недавно вышел в свет со своими работами. Много лет, начиная с 1976 года, после окончания Дагестанского государственного педагогического института (художественно-графический факультет), он работал преподавателем черчения и рисования. Но в последние годы пробует себя в разных жанрах — батальном, бытовом и пейзажном — создает интересные работы, участвует в выставках.
Несмотря на то, что автор относительно недавно влился в мир художественного искусства родной республики, у него уже немало ценителей его таланта. Многие сегодня отмечают, что под его кистью все живет и дышит. Он по-своему передает красоту родного края, показывая не внешние формы этой красоты, а ее глубокое содержание, величие истории народа.
— У каждого из этих авторов свой творческий метод, свои излюбленные жанры, свой стиль, но объединяет всех одно – их работы пропитаны национальным колоритом их родной земли, родной истории, и поэтому, на мой взгляд, нам, дагестанцам, будет интересно, придя на выставку, считывать с картин информацию, которую они запечатлели в своих работах. Думаю, что такого рода выставки с представлением творчества художников соседних республик Кавказа могли бы стать хорошей традицией у нас, – отметил один из инициаторов вернисажа, директор выставочного зала СХ Дагестана, художник Амирхан Магомедов.