Шоу-бизнес, поп-музыка, сегодняшняя эстрада – это прежде всего деньги, ремесло. Искусства там мало. Замусоренная, захламленная музыка все дальше отдаляется от своего истинного предназначения – облагородить человеческую душу. В наше время любой успех на эстраде – коммерция. Тратятся миллионы, чтобы заработать еще больше. Я понимаю, миром, людьми стали править деньги. И у артистов, творческих людей тоже есть семьи, о которых надо заботиться, есть такие же проблемы, как и у представителей всех остальных профессий, для решения которых нужны деньги.
Однако, когда художник, создавая свои произведения, думает о гонорарах, у него, как правило, получается «ширпотреб», а не высокохудожественное произведение искусства, такие вот товары разового пользования, в которые вложен коммерческий интерес. Культура-бизнес не рождает шедевров.
Чтобы хоть как-то завлечь молодую публику, музыку «захламляют» смесью турецких, узбекских, каких-то других мелодий, энергичными движениями по сцене и светоэффектами, за которыми проглядывается агрессия. Поп-музыка становится агрессивной, а процессы развития музыкальной культуры – разрушительными. Свою «лепту» в эти процессы вносит телереклама концертов дагестанских «поп-звезд». Такая же агрессивная, как и во многих случаях наша эстрада.
Кажется, что эти процессы не обходят стороной бурно развивающуюся современную дагестанскую национальную эстраду. Национальная музыка является одной из составляющих единого генетического кода каждого народа, подчеркивающая самобытность его культуры. Всякого рода подражания, многочисленные заимствования, особенно в музыке, разрушают этот код, нивелируют нашу самобытность, отправляя в небытие нашу культуру.
В каждой песне ее авторы – композитор и поэт создают гармоничную связь мелодии не только со смыслом, лирической направленностью текста, но и с его звуковым составом и особенностями языка. Только тогда песня становится гармоничным произведением искусства, составляющим художественную ценность. Однако многие наши исполнители, которым как-то приглянулся тот или иной клип — таджикский, иранский, узбекский, турецкий – не важно, тут же сочиняют к его мелодии примитивный текст на родном языке и подают песню либо без указания ее авторов, либо как свою, авторскую. В результате на эстраде появляется конгломерат – смесь красивой мелодии и набора слов: песня без души, песня мутант. А сами «звезды» и не подозревают, что их творения зачастую становятся всего лишь бездарными пародиями на замечательные оригиналы.
Никто не против того, чтобы на нашей эстраде звучали песни и других народов мира в исполнении дагестанских артистов. Но исполняйте песню на языке оригинала, не скрывайте ее авторов. Если у вас нет вокальных данных превзойти в исполнительском искусстве премьеру той или иной, ставшей популярной песни, лучше оставить ее в покое. Иначе выйдет пародия.
Признаюсь, мотивом написания этой заметки послужил замечательный концертный проект заслуженного деятеля искусств РД композитора Кахримана Ибрагимова и известного лезгинского поэта Азиза Мирзабекова, который состоялся при переполненном зале в Дербентском дворце детского и юношеского творчества. Этот проект прежде всего отличается от «звездных концертов» отсутствием коммерческого интереса.
Вся программа состояла из впервые исполняемых (премьерных) песен одного композитора и одного поэта. Участниками концерта были популярные Сульгия Гаджиева, Фаризат Зейналова, Бесханум Гюльмагомедова, Камилла Мамедова, Наира Рахманова и другие, а также пока еще неизвестные любителям эстрады молодые таланты, которым была предоставлена возможность впервые выйти на профессиональную сцену. Повторюсь, все участники концерта пели без гонораров, а заслуженная артистка РД, королева табасаранской эстрады (эти слова она заслуживает) Бесханум Гюльмагомедова подарила маленький шедевр лезгинской эстрады – лирическую песню «Нет, не вернется прошлое» Кахримана Ибрагимова на слова Азиза Мирзабекова. Такие песни на лезгинской эстраде появляются не так часто, как хотелось бы. Это лишний раз свидетельствует о том, что для рождения изумительного произведения искусства запах денег вовсе не нужен, достаточны таланты и вдохновение.