X

Ковёр – портал в другой мир

Дагестанские ковры – это отдельный вид искусства. В их орнаменте и цветовой гамме отображено всё то, чем богата наша земля, в них знания, которые копились тысячелетиями. Они настроение, наполненное солнцем, теплом, посланиями из прошлого, где каждый завиток, каждая чёрточка не ­просто так, а глубокий смысл, талисман, оберег…

И важно, чтобы молодое поколение понимало, каждый ковёр уникален по технике исполнения, в них опыт многих поколений мастериц, понимало, сколько труда вложено в каждый ковёр, сколько мыслей в нём соткано, и знало, что будущее дагестанского ковроткаческого искусства зависит от них. И это не фигура речи, а реальность.

В Махачкале проходит фестиваль ковроткаческого искусства «Руно». В его рамках проводился конкурс среди учеников и учителей художественных школ республики. Из 80 учебных заведений в финал прошли лишь 40 работ. На суд жюри были представлены сотканные фрагменты ковров, а также рисунки коврового орнамента.

Выставка лучших работ проходит в Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи. А 25 сентября состоятся торжественная церемония награждения победителей и праздничный концерт во дворе Центра опережающей профессиональной подготовки РД (ЦОПП) на базе Махачкалинского технического колледжа им. Р. Н. Ашуралиева.

– Фестиваль проводится для популяризации ковроткачества среди детей и взрослых.

Мы надеемся, что он станет ежегодным и мы вместе возродим интерес к ускользающему народному промыслу, – говорит организатор мероприятия Елена Масаева.

Вместе с коллегой Зульфиёй Дибировой они организовали в Москве компанию по изготовлению, продаже и популяризации дагестанских ковров ручной работы.

– Для нас очень важно вернуть былой интерес к этому виду искусства, – делится Зульфия Дибирова.

– К сожалению, ковроделие в Дагестане на сегодняшний день продолжает своё существование только благодаря работе мастериц-одиночек, которые, на минуточку, ткут ковры по тем же технологиям, что их далёкие предки. Поэтому каждый экземпляр – огромная ценность и произведение искусства. Мы ездим по всему Дагестану и выискиваем шедевры. И они всегда находятся, – рассказывает Елена Масаева.

Они изучают узоры, значения символов и делятся знаниями в социальных сетях (и не только), чтобы люди прониклись духом и философией ковра ручной работы, увидели в нём не просто предмет интерьера, а настоящее произведение искусства, связующую нить между тысячелетней историей и современностью.

– Найти на коврах ручной работы два одинаковых узора невозможно. Элементы орнамента хоть немного, но отличаются друг от друга. Фантазия табасаранских ковровщиц, а ковровым промыслом в Дагестане с древних времён занимаются женщины, поистине безгранична. Буйная природа местных гор вдохновляет и даёт новые образы для ещё более сложного и насыщенного рисунка, – говорит Елена Масаева.

– Раньше существовала традиция – каждая девушка должна была готовить себе приданое. Да и сейчас нельзя сказать, что традиция полностью исчезла, но в былые времена в приданом обязательно должны были быть вещи, сделанные своими руками, и ковёр занимал среди них главное место. Будущая невеста старалась соткать самый красивый ковёр, чтобы он радовал, оберегал и украшал её новый дом. Однажды мы побывали в гостях у мастерицы в селе Цухтыг и с радостью принялись участвовать в работе над сумахом, который как раз готовили в приданое невесте. Только ткала его не будущая невеста, а её мама, и делала это с большой любовью и заботой. Сейчас, наверное, и не встретишь девушку, которая ткёт сама себе ковёр в приданое, и вообще мастериц осталось очень мало. Поэтому каждый сумах сегодня на вес золота, – продолжает она.

И всякий только изготовленный ковёр ручной работы должен был пройти испытание на прочность. Его топтали лошади, табун лошадей! Он весь до нитки мок под дождём и сушился на ветру не один день! И только после всех этих испытаний получал право называться истинно табасаранским.

– Изображение верблюда на дагестанских коврах символизирует выносливость, стремление к цели, достижение богатства. Он помогает открыть в себе новые силы и даёт энергию. Читала значения казахских узоров, там тоже часто встречаются верблюды в орнаменте и считаются символом благополучия. И вот интересная вещь – в казахском орнаменте есть узор «верблюжий глаз» и выглядит он точно так же, как и глаза, которые мы часто встречаем на наших сумахах, да и на коврах других народностей, особенно на турецких. Просто невозможно отвести глаз от узоров на коврах, – делится Елена Масаева. – Удивительный край – Дагестан. Здесь есть всё: море, много-много солнца, горы, водопады, бурлящие реки, бесконечные ущелья, бархан, субтропический лиановый лес, всевозможные фрукты, даже появился свой «Каспийский монстр» и поселился у берегов Дербента, и это далеко не всё. В уголках респуб­лики хранится ещё много чего неизведанного. И тем он ещё прекраснее и загадочнее для нас. Глядя на всё это, соприкасаясь с этим, понимаешь: только в этих краях могли появиться на свет настолько красочные, сочные, колоритные изделия.

Если присмотреться и начать разглядывать узоры, то уйдёт не один, не два часа, и занятие это весьма увлекательное, в голове рисуется совсем другая картина мира, и ковёр уже не просто ковёр, красивая вещь для интерьера, а портал в прошлое. Как говорят потомственные ковродельцы, лабиринты и спирали имеют особую, магическую силу. Они защищают дом от злых духов и плохих людей, запутывая их недобрые помыслы, сглаз. А треугольники – это талисманы, они оберегают владельца ковра.

Находясь в очередной раз в республике в поисках очередного шерстяного эксклюзива и замысловатых историй, организаторы фестиваля познакомились с учёным Габибом Исмаиловым, автором книги о женских татуировках в Дагестане. И чем больше Елена Масаева погружается в мир женских татуировок, тем теснее связывает их со многими узорами на коврах. В трудах Исмаилова изображение однои? точки у горянок означало «Я», двух точек – «Я и Ты», трёх – «Я тебя люблю» или «Ты мне нравишься».

Цветки из точек, которые мы часто встречаем на сумахах, тоже имели любовное значение. Так, две точки, соединённые кругом, отражали важное событие в жизни и расшифровывались «Я – в начале длинного пути». Дочери сельских богачей делали татуировки в виде точек на фалангах пальцев, что обозначало, свататься к ним могут только богатые женихи.

…Когда-то в приданом у табасаранских невест обязательно имелись два больших ковра и один небольшой коврик. Они символизировали тепло и уют, которые женщина несла в своё новое жилище.

Статьи из «Народные промыслы»

Этнические мотивы в украшениях

56
Литьё, ковка, чернение, гравировка…Переливаясь,...

Чтобы нить времён не прерывалась

58
В каждом селе Дагестана есть свой способ вышивания, свой...

С «алмасовским» звучанием

166
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...

Чухта исполняет просьбу

204
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....

Многообразие дагестанского дома

49
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...