Ковры на холстах

Заставить картину светиться или даже выйти за пределы холста – это настоящее волшебство, которое под силу только очень хорошему художнику. Такую магию в Центре этнической культуры представила Шахнабат Алимагомедова.
Название её выставки «Первая» может сбить с толку. Любой непосвященный подумает, что это дебют художницы в искусстве (и будет прав лишь наполовину). Здесь дело не только в названии, но и в самих картинах. Несмотря на традиционные сюжеты и изображение людей в народных костюмах, картины смотрятся свежо, современно благодаря работе именно с цветом, с красками. Так вот, Шахнабат Алимагомедова занимается искусством с самого детства, вся её жизнь до недавнего времени была связана с коврами.
«Я их ткала, создавала рисунки, изучала, но всегда была уверена, что когда-нибудь перейду на живопись», – делится художница. И в 2017 году этой талантливой женщиной были сделаны первые шаги в древнейшем искусстве живописи. И были сделаны абсолютно по праву. В случае с Шахнабат это не взгляд цепляется за картину, а картины цепляют своей яркостью, живостью, даже, можно сказать, молодостью. И первое, что манит – это красный и его оттенки. Именно в этом цвете чувствуется бэкграунд художницы как мастерицы по коврам. Он именно что «ковровый», яркий, пылающий, завораживающий. Поддерживают его такие же акцентные синие и желтые цвета. И вся штука в том, что, несмотря на яркость, картины совсем не кричащие, не давящие, а, наоборот, вдохновляющие и заражающие жизнью.
Они как огонь в холодную ночь. Хочется подойти поближе и согреться. Эхо ковроткачества ощущается не только в цвете и работе, но и в умелой расстановке акцентов, благодаря чему отдельные элементы картины кажутся как будто тридэшными, объёмными, они словно вылезают из холста в наш мир. Особенно это заметно в «Сновидениях» – в абстрактной работе, на которой изображен то ли фрагмент водопада, то ли старый разрушенный сельский дом. Подобным эффектом обладает и картина «Дорога через лес», где обычный лес предстаёт как фосфоресцирующие, загадочно светящиеся джунгли.
Ещё одно волшебство, легко воплощенное Шахнабат Алимагомедовой в своих картинах, – это свечение. В работах «Спасение» и «Мать» это видно более всего. Особенно в последней, на которой изображена мать у колыбели ребенка. У неё завораживающе светится часть лица, обращенная на малыша, и правая рука, которой она его придерживает. По сути, только этим свечением и выделяется фигура матери, с которой на контрасте маленькая головка ребёнка – единственное яркое пятно на картине.
В картине «Ангел-хранитель» свечение не такое явное. Оно выражено приглушенными пятнами солнца на земле, которые как бы превозносят главную фигуру на этом полотне – женщину в глубоком синем. Вот как описывает работу над этими и другими своими произведениями сама художница:
«Точно так же, как и в коврах, сначала я выбираю фон, а потом появляется сюжет».
А ещё Шахнабат Алимагомедова надеется, что её картины всегда будут яркими. Ведь для неё это тот же самый ковер, только на холсте.
Статьи из «Культура»
Краски нашей Родины

Когда «Геба» на сцене…

На языке красоты

Песнь о «Гомере XX века»

Оружейная история Страны гор

Культурный визит к соседям

Финал стал апофеозом

Отдых для всей семьи

Татьяна Есенина и Махачкала

«Мир внутри меня»
