Красиво и сакрально
Излюбленный платок гюльмендо, носимый нашими бабушками, тетями, мамами, а теперь и нами (стало опять модно), – это старинный, красивый и прохладный (а зимой теплый) шелковый платок. Но много ли мы знаем о нем? Оказалось, у этого головного убора уникальная история, и многие факты покажутся дагестанским модницам весьма интересными.
До недавнего времени келагаи, или гюльмендо, были практически забыты, а традиции изготовления подошли к черте забвения. В начале 2000 годов народный промысел изготовления келагаи был восстановлен в виде кустарного производства с сохранением всех технологических требований и художественно-эстетических норм изделия. А в 2014 году на IX сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО келагаи был внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Шелковые набивные платки гюльмендо, келагаи, калгаи – по сути один объект, ведущий свою летопись более трехсот лет. Родиной его принято считать Иран, откуда несколько веков назад образцы платков с яркими рисунками попали в Азербайджан. А благодаря нахождению страны на маршрутах Великого шелкового пути сюда попали шелк и технология его изготовления, которая развивается в Азербайджане свыше двух тысяч лет. Именно шелководство и послужило благодатной основой развития производства набивных платков келагаи.
С самого начала возникновения платка он был не просто красивым головным убором, а хранил в себе много символов и знаков. Изучив их, исследователи выявили примерно один круг образов в разных интерпретациях: животных – марала, рыбы, птицы и растительные элементы. Главный элемент – бута. Он похож на язык пламени или стать павлина. Это символ скрытой или проявленной энергии, дающей жизнь всему сущему на земле. А еще бута – это образ чрева матери, символ зарождения жизни и ее продолжения.
Кроме сакральной буты, платки украшают и другие узоры, каждый из которых имеет свое название: цветок айвы, кошачья лапка, лист, древо жизни, солнце, шахматы, караван, соловей, удод, воробей, дрозд, петушок, павлин и др.
В Дагестане платки гюльмендо были распространены практически у всех народов. Они очень почитаемы как платок и как предмет достатка, причем у каждого народа имели свои названия. У унцукульцев «гормендо», у чохцев «пиль-пиль», у даргинцев «гульмели», у лакцев «чанахи», у кумыков «гюльмендо», у лезгин и дагестанских азербайджанцев «гюльмелди», «калагаи». Их носили и носят в праздники, дарят на свадьбы, они часть многих традиционных костюмов.
Доподлинно неизвестно, как и при каких обстоятельствах попал этот тип платка в Дагестан. Есть самые разные версии на этот счет. В XX веке он стал чрезвычайно популярен у некоторых народностей, в частности, у губденских женщин. Платок был не просто элементом одежды, но и антиквариатом. Этот платок непременно должен быть в приданом и соответствовать особым канонам – по цвету (на черном фоне желтый узор), декору (чем больше поле заполнено рисунком, тем дороже), плотности шелка (тончайший) и размерам (желательно 200х200).
Вероятно, помимо азербайджанских келагаи – гюльмендо в периоды их высокого спроса изготавливали и в Дагестане. Но это не было кустарным промыслом со своими традициями, а больше домашние «подпольные» мастера печатали по трафаретам ходовые узоры и рисунки. А чтобы поддержать аутентичность, использовались простые келагаи – белого цвета с минимальным бордюром, коих выпускалось много, и стоили они дешево.
Что касается датировки гюльмендо, то термин «николайзаман», весьма распространенный в Дагестане, отсылает нас ко времени конца XIX – начала XX веков. Правда, несведующему человеку точно установить возраст платка очень трудно, а у губденских женщин есть свои «экспертные» секреты, которые они держат за семью печатями.
За гюльмендо в Дагестане закрепилась еще одна слава – что они дорогие. На самом деле стоимость платков – вещь относительная и практически не поддающаяся логическому объяснению. Тем не менее подчас такие ценные гюльмендо становились своеобразной губденской валютой. И сегодня цена на них у губденских невест высока. Информаторы сообщили, что есть образцы, стоимость которых составляет один миллион рублей.
Раскрывая историю этих поистине уникальных феноменов культуры, понимаешь, что рассказать можно очень много, но, увы, все это не уместится в формате одной газетной статьи. А хочется все распахнуть, чтобы увидеть настоящую картину! Да-да, многие гюльмендо просто готовые картины – этакие райские сады, замысловатые лабиринты. А сколько героев там живет, сколько цветов цветет! А горы! А солнце! А жизнь! Именно жизнь – природы, человечества, личности – расписана в четких композициях платка. И мы научимся их читать, научимся их понимать, ведь гюльмендо – это и красиво, и сакрально. Распахните платки, и вам откроются тайны и законы бытия, эстетические традиции наших предков.